Положение о формировании фонда оценочных материаловы для контроля и оценки достижения _

 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413; Уставом
школы и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур
контроля и оценки качества образования в школе.
1.3. ОМ по учебным предметам (курсам) является неотъемлемой частью
нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения
обучающимися ООП ОО и обеспечивает повышение качества образовательного
процесса ОО.
1.4. ОМ по учебному предмету (курсу) представляют в совокупности ФОМ,
нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, т.е. установления
соответствия учебных достижений обучающихся планируемым результатам
обучения ООП ОО.
1.5. Положение распространяется на деятельность всех педагогических
работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в
соответствии с трудовыми договорами, в т. ч. на педагогических работников,
работающих по совместительству.
1.6. ФОМ по учебным предметам (курсам) используется при проведении
текущего (тематического) контроля, промежуточной аттестации и итоговой
оценки обучающихся, входит в состав учебно-методического комплекса учебного
предмета (курса).
Основные цели, задачи и принципы формирования ФОМ
2.1. Целью создания ФОМ учебного предмета (курса) является установление
соответствия уровня подготовки обучающихся на данном этапе обучения
требованиям рабочей программы по каждому учебному предмету учебного плана
образовательной организации.
2.2. Задачи фонда оценочных материалов образовательной организации:
 контроль и управление процессом достижения планируемых результатов
обучающимися, определенных в ООП по соответствующему уровню
образования;
 оценка динамики достижений обучающихся в процессе обучения с
выделением положительных / отрицательных результатов и планирование
предупреждающих / корректирующих мероприятий;
 оценка достижения планируемых результатов ООП, в том числе отдельной
части или всего объема;
 оценку как индивидуальных достижений обучающихся, так и оценку
эффективности деятельности ОО.
2.3. ФОМ по учебному предмету должны формироваться на ключевых
принципах оценивания:
 валидности (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям
обучения);

 надежности (использование единообразных стандартов и критериев для
оценивания достижений);
 справедливости (обучающиеся должны иметь равные возможности
добиться успеха);
 эффективности (соответствие результатов деятельности поставленным
задачам).
Требования к структуре, содержанию и разработке ФОМ
3.1. При формировании ФОМ по учебному предмету (курсу) должно быть
обеспечено его соответствие:
 ФГОС по соответствующему уровню образования;
 ООП по соответствующему уровню образования;
 рабочей программе учебного предмета;
 образовательным технологиям.
3.2.ФОМ как элемент системы оценивания состоит из нескольких частей:
3.2.1. Кодификатор – документ, определяющий в соответствии с требованиями к
результатам ФГОС ОО перечень планируемых результатов освоения основной
образовательной программы по предмету (структурированный перечень
объектов оценивания) ( Приложение №1) .
3.2.2. Банк оценочных материалов ООП (далее БОМ ООП) – набор учебных
(отдельных типовых) заданий для оценки освоения знаний, умений и
компетенций по каждому планируемому результату (зафиксированы в
кодификаторе или отдельном приложении к кодификатору). Учебные задания по
элементам кодификатора должны обеспечивать проверку, как знаний, так и
умений и компетенций. (Приложение 2)
3.2.3. Оценочные материалы для текущего (тематического) контроля по
учебному предмету (курсу).
3.2.4. Контрольно-измерительные материалы (далее – КИМ) для
промежуточной аттестации и итоговой оценки по учебному предмету (курсу). В
зависимости от цели оценки они могут оценивать либо только индивидуальные
достижения обучающихся, либо ещё/только эффективность деятельности ОО.
3.2.5. Методического оснащения оценочных процедур. (В различных формах
оценки это: инструкции (методические указания) для обучающегося, учителя,
наблюдателя; сценарии процедуры оценки; инструкции по обработке, анализу и
интерпретации полученных результатов).
3.3. Кодификатор и БОМ ООП является основой для формирования ОМ текущего
(тематического) контроля, промежуточной аттестации и итоговой оценки.
3.4. Отбор содержания ОМ должен иметь четкую целевую направленность.
3.5. Назначение ОМ определяет его использование для измерения уровня
достижений обучающихся установленных результатов обучения по одной теме

(разделу) и/или совокупности тем (разделов), учебного предмета (курса) в целом.
3.6. В соответствии с ФГОС ОО оценочные материалы включают в себя типовые
задания, стандартизированные письменные и устные работы, контрольные
работы, тесты, другие оценочные средства и методы контроля, позволяющие
оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
3.7. К каждому ОМ должны быть приведены критерии оценки.
3.8. Целесообразность разработки единого ФОМ по предметам определяется
педагогическим коллективом (предметными кафедрами) ОО.
3.9. ФОМ могут разрабатывать коллектив авторов. Ответственность за
разработку ФОМ несет учитель, который преподает данный учебный предмет.
3.10. Разрабатываемый ФОМ должен быть универсальным в вопросах
применения (возможность использования ФОМ как педагогическими
работниками, преподающими данный предмет, так и иными педагогическими
работниками, представителями администрации, при проведении проверок, а
также при проведении внешней экспертизы качества освоения обучающимися
ООП).
3.11. Контроль за разработкой ФОМ возлагается на заместителя директора по
УВР.
Требования к оформлению ФОМ
4.1. Все ОМ для текущего (тематического) контроля находятся в поле
ответственности учителя: подбор (разработка), оформление, использование,
интерпретация результатов.
4.2. При оформлении ОМ для текущего (тематического) контроля должны быть
зафиксированы цель и критерии оценивания (в рабочей программе, плане урока,
паспорте ОМ).
4.3. КИМ для промежуточной аттестации и итоговой оценки по учебному
предмету (курсу) находятся в поле ответственности ОО. Для проведения
промежуточной аттестации и итоговой оценки ОО вправе использовать, как
готовые КИМ, соответствующие рабочей программе по учебному предмету
(курсу), так и КИМ, разработанные самостоятельно в ОО на основе положения
(регламента) по созданию ОМ, утвержденного в ОО.
4.4. В зависимости от цели оценки КИМ могут оценивать либо только
индивидуальные достижения обучающихся, либо только эффективность
деятельности ОО.
4.5. КИМы в обязательном порядке должны включать:
Спецификацию – документ, в котором содержится информация о целях,
задачах, плане и структуре теста, а также основные требования к правилам
проведения тестирования, обработке результатов и их интерпретации
(Приложение «Требования к составлению спецификации»).
Демонстрационную версию диагностической работы (по возможности).
Диагностическую работу с инструкцией для учащихся (в определенном
количестве вариантов).
Ключи – правильные ответы на задания с выбором ответа и коротким

ответом.
Рекомендации по проверке и оценке заданий с развернутым ответом.
Критерии оценки работы, при необходимости (в зависимости от цели
оценивания) перевод в отметки.
4.6. В КИМах для промежуточной аттестации и итоговой оценки могут быть
прописаны критерии определения уровня овладения основными знаниями,
умениями и компетенциями, например:
- самый высокий уровень – 85 – 100%
-высокий уровень – 70 – 84 %
-средний уровень – 50 – 69 %
- ниже среднего – 30 – 49 %
- низкий уровень – менее 30 %.
Количественная характеристика уровня освоения знаний, умений и
компетенций дается только по итогам учебного года на основе итоговой
проверочной работы по предмету.
Процедура экспертизы, согласования и хранения ФОМ
5.1. Все КИМы для промежуточной аттестации и итоговой оценки по учебному
предмету (курсу) должны проходить внутреннюю (по возможности внешнюю)
экспертизу качества ОМ.
5.2. Итоги экспертизы оформляются экспертным заключением согласно
Регламенту (положению) экспертизы качества ОМ. (Приложение)
5.3. Экспертиза ОМ проводится с целью установления соответствий:
планируемым результатам ООП соответствующего уровня общего
образования;
планируемым результатам в рабочей программе по учебному предмету;
целям и задачам системы оценки ОО.
5.4. Экспертами могут выступать педагогические работники ОО.
5.3. После проведения экспертизы проводится коррекция комплектов КИМ.
5.4. При наличии положительного заключения экспертизы КИМ обсуждаются
на заседании МО и принимают решение о рекомендации/не рекомендации
КИМ для промежуточной аттестации и итоговой оценки по учебному предмету
(курсу).
5.5. КИМ для промежуточной аттестации и итоговой оценки по учебному
предмету (курсу) утверждаются в ОО.
5.6. КИМ и ФОМ ООП по учебному предмету (курсу) формируется на
электронном носителе и хранится в учебной части ОО.

5.7. Печатный экземпляр КИМ и ФОМ ООП по учебному предмету (курсу)
входит в состав комплекта документов ООП ОО и хранится учебной части ОО.
Также печатный вариант хранится в составе учебно-методических комплексов
по программе учебного предмета у учителя.
5.8. Часть ФОМ должна выставляться в открытый доступ (на сайте ОО для
обучающихся, родителей) – кодификатор планируемых результатов, примерные
ОМ, показывающие возможность проверки базового уровня достижения каждого
планируемого результата ООП. Желательно эти материалы дополнить
спецификациями КИМ для промежуточной аттестации и итоговой оценки и
демоверсиями диагностических работ.

Приложение №2
Примерный перечень форм оценочных средств
№

Наименование

оценочного
п/п средства
2
Кейс-задача

3

Коллоквиум

4

Контрольная
работа

5

Круглый стол,
дискуссия,
полемика,
диспут, дебаты

6

Портфолио

7

Проект

Представление
Краткая характеристика оценочного средства

оценочного средства
в ФОС
Проблемное
задание,
в
котором Задания для решения
обучающемуся
предлагают
осмыслить кейс-задачи
реальную
практико-ориентированную
ситуацию, необходимую
для
решения
данной проблемы.
Средство контроля
усвоения учебного Вопросы
по
материала темы, раздела или разделов
темам/разделам
дисциплины, организованное
как учебное дисциплины
занятие в виде собеседования учителя с
обучающимися.
Средство проверки
умений применять Комплект
полученные знания для решения задач
контрольных
определенного типа по теме или разделу
заданий по
вариантам
Оценочные
средства,
позволяющие Перечень
включить
обучающихся
в
процесс дискуссионных тем
обсуждения спорного вопроса, проблемы и
для проведения
оценить
их
умение
аргументировать круглого стола,
собственную точку зрения.
дискуссии,
полемики, диспута,
дебатов
Целевая подборка работ
обучающегося, Структура
раскрывающая
его
индивидуальные портфолио
образовательные достижения в одной или
нескольких учебных дисциплинах.
Конечный продукт, получаемый в результате Темы групповых
планирования и
выполнения комплекса и/или
учебных и исследовательских
заданий. индивидуальных
Позволяет оценить умения обучающихся проектов
самостоятельно конструировать свои знания
в процессе решения практических задач и
проблем,
ориентироваться
в
информационном пространстве
и уровень

8

9

сформированности
аналитических,
исследовательских
навыков,
навыков
практического и
творческого мышления.
Может выполняться в
индивидуальном
порядке или группой обучающихся.
Рабочая тетрадь Элемент
дидактического
комплекса,
предназначенный
для
самостоятельной
работы обучающегося и
позволяющий
оценивать уровень усвоения им учебного
материала.
Разноуровневые Различают задачи и задания:
задачи и задания
а) репродуктивного уровня,
позволяющие оценивать и диагностировать
знание фактического материала (базовые
понятия, алгоритмы, факты) и умение
правильно использовать специальные

Образец
тетради

рабочей

Комплект
разноуровневых
задач и заданий

№

Наименование

оценочного
п/п средства

10

Расчетнографическая
работа

11

Реферат

12

Доклад,
сообщение

13

Собеседование

14

Творческое
задание

15

Тест

Представление
Краткая характеристика оценочного средства
термины и понятия, узнавание объектов
изучения в рамках определенного раздела
дисциплины;
б) реконструктивного уровня,
позволяющие оценивать и диагностировать
умения синтезировать, анализировать,
обобщать фактический и теоретический
материал с формулированием конкретных
выводов, установлением причинноследственных связей;
в) творческого уровня, позволяющие
оценивать и диагностировать умения,
интегрировать знания различных областей,
аргументировать собственную точку зрения.
Средство проверки умений
применять
полученные знания по заранее определенной
методике для решения задач или заданий по
модулю или дисциплине в целом.
Продукт
самостоятельной
работы
обучающегося,
представляющий
собой
краткое изложение в письменном виде
полученных результатов
теоретического
анализа определенной научной (учебноисследовательской)
темы,
где
автор
раскрывает суть исследуемой
проблемы,
приводит различные точки зрения, а также
собственные взгляды на нее.
Продукт
самостоятельной
работы
обучающегося,
представляющий
собой
публичное выступление по представлению
полученных
результатов
решения
определенной учебно-практической, учебноисследовательской или научной темы
Средство контроля, организованное
как
специальная
беседа
педагогического
работника с обучающимся на темы,
связанные с изучаемой дисциплиной, и
рассчитанное на выяснение объема знаний
обучающегося по определенному разделу,
теме, проблеме и т.п.
Частично
регламентированное задание,
имеющее
нестандартное
решение
и
позволяющее диагностировать
умения,
интегрировать знания различных областей,
аргументировать собственную точку зрения.
Может выполняться
в
индивидуальном
порядке или группой обучающихся.
Система
стандартизированных заданий,
позволяющая автоматизировать процедуру

оценочного средства
в ФОС

Комплект заданий
для выполнения
расчетнографической работы
Темы рефератов

Темы докладов,
сообщений

Вопросы по
темам/разделам
дисциплины

Темы групповых
и/или
индивидуальных
творческих заданий

Фонд тестовых
заданий

Приложение №1 (кодификатор)

Кодификатор – документ, определяющий в соответствии с требованиями к результатам ФГОС уровня общего образования
перечень планируемых результатов освоения основной образовательной программы по предмету. Этот перечень используется в
качестве содержательной и критериальной основы при разработке инструментария для проведения процедур оценки качества
образования (оценки индивидуальных достижений учащихся).
Пример 1
ФГОС ООО: 18.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего
образования должны:
обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной
образовательной программы;
являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической
литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а
также системы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в
соответствии с требованиями Стандарта.
Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным
возможностям обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны уточнять
и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их
достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Достижение планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
должно учитываться при оценке результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений, педагогических
работников.
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
определяется по завершении обучения.

Соответствие требований ФГОС ООО планируемым результатам ООП ООО ГБОУ «СОШ-ДС №1 г. Магас»
Требования ФГОС ООО к личностным результатам

Планируемые результаты (личностные) по предмету

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

Требования ФГОС ООО к метапредметным результатам
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
…………
Требования ФГОС ООО к предметным результатам в предметной
области «……………………….»

Планируемые результаты (метапредметные) по предмету

Планируемые результаты (предметные) по предмету

Кодификатор
Предмет: Биология
Требования к предметным результатам по ФГОС
ООО
1) формирование системы научных знаний о живой
природе, закономерностях её развития, исторически
быстром сокращении биологического разнообразия в
биосфере в результате деятельности человека, для
развития
современных
естественнонаучных
представлений о картине мира;

Планируемые результаты (5-9 кл.)
Объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп
растений, животных и человека на примерах сопоставления биологических
объектов.
Аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для
сохранения биосферы.
Анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу.

2)
формирование
первоначальных Выделять существенные признаки живых организмов.
систематизированных представлений о биологических
Устанавливать связь строения частей клетки с выполняемыми функциями.
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об
основных
биологических теориях, об экосистемной
Делать выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том,
организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в
какой объект имеет более сложное строение.
биосфере, о наследственности и изменчивости;
овладение понятийным аппаратом биологии;

ядро, пластиды, вакуоль).
……………

……..
Требования к личностным результатам по ФГОС
ООО

……….
Планируемые результаты (5-9 кл.)

1) воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия
народов России и
134

Требования к предметным результатам по ФГОС
ООО

Планируемые результаты (5-9 кл.)

человечества;
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
готовности
и
способности
обучающихся
к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации Оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной
к обучению и познанию, осознанному выбору и
деятельности по биологии.
построению дальнейшей индивидуальной траектории
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»),
образования на базе ориентировки в мире профессий и
определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
этого надо сделать»).
познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
…………
Требования к метапредметным результатам по
ФГОС ООО
1) умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности (П)
………..

Планируемые результаты (5-9 кл.)
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта или исследования по
биологии.

Пример 2
ФГОС ООО: 18.2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной
программы.
Комплект документов, сопровождающих промежуточную аттестацию/итоговую оценку качества освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования
Предмет_________________
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по
______________________.

1

контролируемого

Код элемента

Код раздела

Примечание: цветом выделены элементы, относящиеся к разным классам: желтый – 1 класс, зеленый – 2 класс, серый 3-4 классы
Планируемые результаты

класс

Код
контрол
ируемог
о
умения

Проверяемые умения
(конкретизация с учетом программы по математике и
содержания учебников «Перспективной начальной
школы»)

1.1.1.1
1.1.1.2

читать и записывать все однозначные числа и числа
второго десятка, включая число 20;
понимать количественный и порядковый смысл числа;

1.1.2.1

различать термины «число» и «цифра»;

1.1.2.2

распознавать числа от 1 до 12, записанные римскими
цифрами;
читать и записывать все однозначные, двузначные и
трёхзначные числа;
записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых;
использовать «круглые» числа в роли разрядных
слагаемых;
изображать числа на числовом луче;

ЧИСЛА
1
класс

1.1

читать, записывать числа от нуля до миллиона
2
класс

1.1.2.3
1.1.2.4

1.1.2.5

1.1.2.6
1.1.2.7
1.1.2.8
1.1.2.9
1.1.2.10
1.2

1
класс

1.2.1.1
1.2.1.2

сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона

1.2.1.3

2
класс

устанавливать закономерность – правило, по которому
составлена последовательность чисел (фигур),
1.4
составлять последовательность по заданному или
самостоятельно выбранному правилу
(увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/ уменьшение числа в несколько раз)
1.5
группировать числа (фигуры) по заданному или
самостоятельно установленному основанию (правилу)
1.6
классифицировать числа (геометрические фигуры) по
нескольким основаниям, объяснять свои действия;
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
2.1
выполнять письменно сложение с многозначными числами
в пределах 10000 с использованием таблиц сложения
чисел, алгоритмов письменного сложения

1.2.2.1

использовать термины «натуральный ряд» и
«натуральное число»;
понимать позиционный принцип записи чисел в
десятичной системе;
пользоваться римскими цифрами для записи чисел
первого и второго десятков
понимать и использовать термины «натуральный ряд» и
«натуральное число»;
понимать и использовать термин «числовая
последовательность»;
вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0
до 20);
сравнивать изученные числа и записывать результат
сравнения с помощью знаков (>, <, =);
описывать упорядоченные множества с помощью
соответствующих терминов (первый, последний,
следующий, предшествующий);
вести счёт десятками и сотнями;

1.2.2.2

сравнивать изученные числа на основе их десятичной
записи и записывать результат сравнения с помощью
знаков;

2
класс

1.4.2.1

находить первые несколько чисел числовых
последовательностей, составленных по заданному
правилу;

2
класс

2.1.2.1

выполнять письменное сложение чисел в пределах трёх
разрядов;

1.3

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.05.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8734)-55-43-53

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».