Общеобразовательная программа дополнительного образования (1)

Структура программы
Наименование
Введение
I. Пояснительная записка
1. Концептуальная основа дополнительного образования
школы.
2. Актуальность образовательной программы дополнительного
образования школы.
3. Цели и задачи программы.
4. Функции дополнительного образования.
5. Основные методы реализации программы.
6. Основные результаты реализации программ дополнительного
образования.
7. Условия реализации программы.
II. Программное содержание.
1. Содержание дополнительного образования школы.
2. Виды деятельности, традиционно существующие в школе.
III. Материально-техническое обеспечение.
IV. Ожидаемые результаты
V. Учебный план дополнительного образования ГБОУ
«СОШ –ДС №1 г Магас»

Введение
В Концепции модернизации Российского образования детей подчеркивается
важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного
образования. В школе создаётся такая модель образования, в основе которой заложена
интеграция основного и дополнительного образования. При этом последнее становится
равноправным компонентом единого образовательного пространства, которое
ориентировано на создание условий для развития творческих способностей, одаренности
учащихся в различных предметно-тематических областях.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных
программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационнообразовательной деятельности за пределами основных образовательных программ.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального
развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей
детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают
способностями к академическому учению. Также, выход на другие сферы деятельности
положительно сказывается на результатах общего образования.
Дополнительное образование обучающихся создано в целях реализации
процесса становления
личности,
разностороннего
развития
личности
в
разнообразных развивающих
средах.
Дополнительное
образование
детей
является равноправным,
взаимодополняющим
компонентом
базового
образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.
Пояснительная записка
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком
освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на
удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей
самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего
образования. В
Концепции
модернизации российской системы образования
подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей,
способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и
профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного
образования в школе выступает как педагогическая структура, которая:
- максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся,
- обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную
значимость учащихся,
- дает шанс каждому открыть себя как личность,
- предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в
индивидуальном темпе,
- налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на
принципах реального гуманизма,
- активно использует возможности окружающей социокультурной среды,
- побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу,
- обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в
жизнедеятельности школьного коллектива.
Дополнительное образование обладает большими возможностями для
совершенствования общего образования, его гуманизации;

- позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет
углубления, расширения и применения школьных знаний;
- позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и
индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку
удовлетворить
свои
индивидуальные познавательные, эстетические, творческие
запросы.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает
вариативную
составляющую
общего образования и помогает ребятам в
профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний,
полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создает юному
человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок
полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в
профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей
достичь в зрелом возрасте больших
результатов, сделать безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование
способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него
готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную
самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость
учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию
самоорганизованности
и
самоконтроля
школьников, появлению
навыков
содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические
навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию
окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует
сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению
благоприятного социально - психологического климата в ней.
Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более
жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое
образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело
использовать
огромные
возможности дополнительного
образования, благодаря
которому каждый ученик
действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности,
определить свой собственный образовательный путь. Для системной и качественной
реализации дополнительного образования в школе создана целевая программа
дополнительного образования. В Программе отражены цели и задачи, направленные
на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и
механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом
реализации программы должна стать вариативная система дополнительного
образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого
ученика школы.
Актуальность образовательной программы дополнительного образования школы
В условиях динамических изменений современной жизни и стремительного
обновления знаний возникла необходимость создания гибкой и динамичной системы
всеобщего образования, основанной на интеграции общего (школьного) и
дополнительного образования. Являясь широким и благодатным фоном для освоения
общего образования, дополнительное образование позволяет создавать условия для
оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных
потребностей детей и их родителей. Поскольку не все дети обладают способностями к
академическому учению, реализация способностей школьников в других сферах
деятельности положительно сказывается на результатах общего образования.

Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие
направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет большие
возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно,
позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания,
основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. Именно в
системе дополнительного образования стал возможным действительно индивидуальный
подход к ребенку, свободный от жесткой оценки и регламентации.
Многочисленные кружки, спортивные секции, проектная деятельность
воспитывают людей, характер которых формируется под воздействием свободного
творческого процесса.
Традиции русской педагогики, развивающие уникальный опыт таких мастеров, как
П.П. Чистяков, В.С. Щербаков, Н.С. Зверев, Г.Г. Нейгауз, Л.Н. Алексеева и др., легли в
основу многочисленных направлений дополнительного образования. Очевидно, что на
современном этапе необходимо объективно осмыслить реальное состояние системы
дополнительного образования в целом и целенаправленно развивать продуктивные,
проверенные временем и подтвержденные педагогической наукой направления.
Система дополнительного образования ГБОУ «СОШ- ДС №1 г Магас»
обеспечивает мотивацию обучающихся к познанию и творчеству, развитию их
способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для
развития личности каждого школьника, формирование и укрепление общешкольных
традиций.
В школе реализуются программы дополнительного образования детей по
следующим направленностям:
- общекультурное;
- физкультурно-спортивной,
- естественнонаучной.
Активное участие школьников во внеурочной деятельности способствует
углублению и расширению их знаний, развитию интеллекта, физических возможностей,
способствует их жизненному самоопределению.
Приоритетным в организации воспитательной работы школы является трудовое
направление.
Задача школы - готовить личность, способную работать в нынешних рыночных
условиях.
Основная цель ученического самоуправления - подготовка воспитанников к участию в
общественном самоуправлении. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе
поистине демократическим, открытым, гуманистическим. Детское общественное
объединение - это целый мир общения, споров, переживаний и откровений, совместного
накопления нравственного опыта, это центр организованного общения школьников.
Деятельность детского объединения осуществляется через работу совета самоуправления.
Участвуя в реализации проектов, школьники не только закрепляют на практике
знания и умения, полученные на занятиях по общеобразовательным предметам, но и на
конкретном деле приобщаются к решению проблем реальной жизни поселения,
приобретают готовность к будущему созидательному труду.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего
удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных
склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи:

- обеспечение
духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового
воспитания учащихся;
- выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
- профессиональная ориентация учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
учащихся;
- подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с
федеральными стандартами спортивной подготовки;
- адаптация детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- организация содержательного досуга учащихся;
- удовлетворение
потребности
детей
в
художественно-эстетическом
и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.
Основные методы реализации программы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
 репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
 поставленной задачи совместно с педагогом;
 эвристический - проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы её
решения;
 исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
 фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися;
 индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
 групповой - организация работы в группах;
 индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Условия реализации программы
Для функционирования кружков, спортивных секций оборудованы следующие
кабинеты и залы:

№

Название кружка

Оснащение

Естественнонаучное направление

«История Ингушетии»

актовый зал, кабинет литературы.

Физкультурно-спортивное направление

спортивная секция «Дзюдо»

спортивный зал, спортивная площадка.

Общекультурное направление

«Шахматы»

Учебный кабинет, интерактивная доска.

Программное содержание
Программа «Дополнительное образование» включает в себя целый спектр
разнообразных направлений:
1. Общекультурное;
2. Физкультурно - спортивное;
3. Естественно-научное.
Данные направления представлены в свою очередь проектами и программами, как
авторскими, так и адаптированными.
Программа «Дополнительное образование» является неотъемлемой частью
целостной системы организации образовательного процесса в школе и обеспечивает
единство обучения и воспитания.
Внеклассная работа способствует формированию образовательного пространства
учреждения, объединению в один функциональный комплекс образовательных,
развивающих, воспитательных и оздоровительных процессов.
Внеурочная деятельность включена в основную образовательную программу
образовательного учреждения через разделы «Программа духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования; «Программа
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».
Ценностные приоритеты программы:
 Развитие детского творчества;
 Воспитание культуры здорового образа жизни;
 Раскрытие творческого потенциала личности с его последующей реализацией;
 Создание условий для педагогического творчества;
 Ориентация образовательного процесса на потребителя;
 Социализация образовательного процесса.
Общекультурное направление
Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека
являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и
эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.
Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во
внеурочной деятельности даёт возможность учащимся ощущать свою принадлежность к
национальной культуре и повысить чувство личной самодостаточности.
Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу,
честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу

окружающим. Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование
социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня
самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений
«я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество».
Поэтому необходимо во внеурочной работе, связанной с общекультурным
направлением, создавать условия для позитивного общения учащихся в школе и за её
пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности,
искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Общекультурное направление школьников уже в начальных классах учит детей
самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и
коллективной деятельности.
Культурные события учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает
эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое
начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.
Внеурочная деятельность по общекультурному направлению даёт возможность каждому
ребенку пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к
«победе» над обстоятельствами, над самим собой.
Внеурочная деятельность по общекультурному направлению способствует воспитанию
ценностного отношения к прекрасному, формированию основ эстетической культуры,
культуры общения, развитию способности видеть и ценить прекрасное.
Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком? Это зависит не
только от родителей, но во многом и от учителей, прежде всего начальных классов,
закладывающих в детях основы нравственности.
Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Мудрая
игра была изобретена не одним человеком, а целым народом в Индии в шестом веке
нашей эры. Шахматы — это не просто игра, шахматы-это увлекательный мир, одна из
популярных интеллектуальных игр. Польза от занятий шахматами очевидна и доказана
многочисленными примерами и результатами.
Сегодня шахматы самая распространённая настольная игра, сочетающая в себе
элементы спортивного мастерства, науки просчитывать многоходовые комбинации и
искусства, психологического владения игрой и молчаливого воздействия на противника.
Безусловно, игра в шахматы имеет большое воспитательное значение, она учит логически
мыслить, развивает усидчивость и концентрацию внимания, учит проявлять выдержку и
не поддаваться панике во время игры, планировать свои действия на 3-5 шагов вперёд,
способствует становлению настоящей творческой личности. Во время игры в шахматы у
игроков проявляется характер, и открываются многие особенности личности, о которых
они даже не подозревали. В научных исследованиях психологи и педагоги иногда
используют шахматы для создания и изучения моделей поведения человека.
Для чего нужны шахматы …Нужно ли учить школьников этой игре? Многие
исследования показали, что обязательно надо учить детей шахматной игре. Это самая
гениальная игра, которую придумало человечество. Шахматы содержат в себе
воспитательную, образовательную, физическую и эстетическую функцию. Шахматыспорт, но не физический, а умственный. Шахматы — это отличная подготовка к школе.
Актуальность обусловлена тем, что родители и педагоги в школе жалуются на
отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Дети плохо ориентируются на плоскости.
Эти проблемы можно решить с помощью обучения детей игры в шахматы. Обучения
детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального
развития детей дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы в
формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и,
так или иначе, реализуется во многих странах.

Физкультурно – спортивное направление
Сегодня основной целью физического образования является воспитание
гармонично развитой личности с высокой умственной, физической и социальной
активностью.
Программы физкультурно-спортивной направленности в системе дополнительного
образования ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их
к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации.
В школе созданы все условия для охраны и укрепления здоровья детей. В связи с
этим возрастает роль физкультуры и спорта, их ведущих учебно – воспитательных задач.
Одна из наиболее распространённых причин снижения защитных ресурсов
школьника – недостаток двигательной активности. Поэтому в школе введены
дополнительные занятия по физической культуре и спорту, которые не входят в учебную
программу. Это и есть дзюдо. Исследования показывают, что занятия дзюдо с раннего
возраста обеспечивают впоследствии взрослому человеку более крепкие кости и
предотвращают появление остеопороза. Также упражнения уменьшают степень ожирения,
риск сердечнососудистых заболеваний и т.д. Конечно, вместе с регулярными
тренировками нужно также соблюдать здоровую диету. Кроме всего прочего, занятия, как
показали исследования, поднимают самооценку детей. Они также являются
предписанным средством лечения депрессии.
Дзюдо включает в себя много видов упражнений: длинные низкоинтенсивные аэробные
тренировки и короткие усиленные анаэробные занятия. Телесность дзюдо обеспечит более
быстрый обмен веществ и рост мышечной массы. Конечно же, если ваш ребенок страдает
от излишнего веса, упражнения помогут в устранении этой проблемы. Некоторые
спортклубы устраивают специальные занятия, направленные на физические тренировки и
поддержание хорошей формы. Там, скорее всего, будут более длинные «разогревы» и
силовые упражнения, с использованием массы тела партнера. Например, потребуется
перенести своего партнера из одного конца зала в другой и т.д. Так что одни лишь
физические упражнения, несомненно, будут полезны вашему ребенку. Но кроме этого
есть и другие преимущества дзюдо. Ему приписываются такие свойства, как улучшение
самооценки и самоконтроля, улучшение способности занимающихся к социальной
адаптации и способность разрешать физические конфронтации мирным путем.
Естественно –научное направление
В настоящее время в системе образования происходят глубокие изменения,
обусловленные, прежде всего, особенностями развития общества. Так, например,
претерпевает изменения естественнонаучное направление. Сегодня оно вновь ставится на
лидирующие места и активно продвигается в образовании. В современном понимании,
содержание естественнонаучной направленности включает в себя формирование научной
картины мира и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области
естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на
изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое
воспитание, приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и
природопользования. На современном этапе многие естественные науки (химия, физика,
астрономия, науки о Земле, экология, медицина) все более смыкаются в своем развитии.
Неслучайно большинство важнейших научных открытий совершается на стыке наук.
Все без исключения тематические направления естественнонаучного образования
детей в той или иной степени содержат элементы учебно-исследовательской
деятельности. В одних проектах это поиск и изучение ретроспективной и современной
информации, в других случаях обучающиеся самостоятельно подбирают адекватное
решение поставленных задач или проводят исследования окружающей среды.

Кружковая работа по истории Ингушетии способствует воспитанию любви к своей
республике, расширение знаний по истории и природе родного края, воспитание
гражданственности через изучение истории родного края. Развитие навыков научноисследовательской работы через работу с очевидцами событий. Позволяет разыскать,
сохранить материалы, имеющие научно-историческую ценность для изучения истории
родного края. Сформировать у подрастающего поколения представление о народном
мастере как о творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного
края, носителе традиций коллективного опыта. Привить любовь к традиционному
народному искусству.

Материально-техническое обеспечение

актовый зал
спортивный зал
кабинет технологии
музыкальное оборудование (компьютер, микрофоны, колонки, усилительная
система)
 спортивный инвентарь
 компьютеры, проекторы, экраны, принтеры
 спортивная площадка
 - тренажёрный зал
Кадровое обеспечение
В 2020-2021 учебном году в системе дополнительного образования работают 3
педагога.
№
Руководитель
Название кружка
Основная должность
кружка
1
Жаниева Ф.М.
«История
Учитель истории
Ингушетии»
2
Дебзиев Д. А.
«Шахматы»
Учитель доп образования
3
Дахкильгов А.Я.
«Дзюдо»
Учитель доп образования





Ожидаемые результаты
Реализация Программы развития системы дополнительного образования детей в школе
позволит достичь следующих результатов:
1. Нормативно-правовое обеспечение:
 сохранить государственные гарантии бесплатности и доступности, лучшие
отечественные традиции дополнительного образования детей;
 совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию
дополнительного образования детей.
2. Ресурсное обеспечение дополнительного образования детей
 создать единое информационно-образовательное пространство основного и
дополнительного образования детей;
 улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования
детей;
 создать условия, стимулирующие развитие технического и прикладного
творчества, технических видов спорта.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей
 организовать дополнительное образование детей в соответствии с социальным
заказом, формулируемым администрацией школы и общественностью поселения;
 содействовать развитию инновационного движения в дополнительном образовании
детей;




внедрять интегрированные программы дополнительного образования детей,
направленные на социально-педагогическую поддержку детей;
содействовать развитию индивидуального образования в виде организации
программ допрофессиональной подготовки и начального профессионального
образования для детей, а также содействующие самозанятости и развитию
семейного предпринимательства.

Работа объединений строится в соответствии с разработанными учебными программами.
Реализация образовательных программ идет через организацию учебных занятий во
второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с
поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности.
Обязательно использование дифференцированного подхода к организации учебной
деятельности в объединении: вовлечение каждого ребенка в деятельность, поддержка
талантливых и одаренных детей.
Учебный план по дополнительному образованию в ГБОУ «СОШ-ДС №1 г Магас»
разработан в соответствии с нормативными документами Правительства Российской
Федерации в области дополнительного образования.
Основные направления учебного плана в ГБОУ «СОШ-ДС №1 г Магас» по
дополнительному образованию
Классы/количество часов в неделю
Наименование направлений и
1 – 4 кл.
5 – 9 кл.
10 – 11 кл.
программ
1. Спортивно-оздоровительное
Кружок «Дзюдо»
18
2. Общекультурное
«Шахматы»
18
3. Естественно-научное
«История Ингушетии»
6
ВСЕГО:
42
Дополнительное образование детей в ГБОУ «СОШ-ДС №1 г Магас» предполагает
расширение воспитательного “поля” школы, так как включает личность в многогранную,
интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия
для самовыражения и самоутверждения.
Характерной особенностью блока дополнительного образования нашей школы
является создание преемственности образовательных программ первой и второй
половины дня; единый принцип построения курсов – реализация учебноисследовательского подхода в образовательном процессе.
Учебный план ГБОУ «СОШ-ДС №1 г Магас» обеспечивает подготовку учащихся к
последующему творческому интеллектуальному труду, преемственность между учебной и
внеурочной деятельностью учащихся, овладение практическими навыками и умениями.
Развитие личности учащихся осуществляется на основе обращения к развитию
эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Таким образом, в условиях школы дополнительное образование даёт учащимся
возможность выбора своего индивидуального пути, включения в занятия по интересам.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.05.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8734)-55-43-53

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».