Основные задачи внутреннего финансового контроля: - установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в бюджетном учете и отчетности требованиям законодательства; - установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников; - соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении деятельности; - анализ системы внутреннего финансового контроля Учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность. Принципы внутреннего финансового контроля Учреждения: - принцип законности. Неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего финансового контроля норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации; - принцип объективности. Внутренний финансовый контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации; - принцип независимости. Субъекты внутреннего финансового контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего финансового контроля; - принцип системности. Проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего финансового контроля и его взаимосвязей в структуре управления; - принцип ответственности. Каждый субъект внутреннего финансового контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2 Система внутреннего контроля Система внутреннего финансового контроля обеспечивает: - точность и полноту документации бюджетного учета; - соблюдение требований законодательства; - своевременность подготовки достоверной бюджетной отчетности; - предотвращение ошибок и искажений; - исполнение приказов и распоряжений руководителя Учреждения; - выполнение планов финансово - хозяйственной деятельности Учреждения; - сохранность имущества Учреждения. Система внутреннего контроля позволяет следить за эффективностью работы структурных подразделений, отделов, добросовестностью выполнения сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей. Организация внутреннего финансового контроля Внутренний финансовый контроль в государственном бюджетном Учреждении подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения фактов хозяйственной жизни. Позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Целью предварительного финансового контроля является предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения договоров. Предварительный контроль осуществляют руководитель Учреждения, его заместители, главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела. Основными формами предварительного внутреннего финансового контроля являются: - проверка финансово-плановых документов (расчетов потребности в денежных средствах, смет доходов и расходов и др.) главным бухгалтером (бухгалтером), их визирование, согласование и урегулирование разногласий; 3 - проверка и визирование проектов договоров специалистами юридической службы предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием денежных и материальных средств, осуществляемая главным бухгалтером (бухгалтером), экспертами и другими уполномоченными должностными лицами. Текущий контроль производится путем: - проведения повседневного анализа соблюдения процедур исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности; - ведения бюджетного учета; - осуществления мониторингов расходования целевых средств по назначению, оценки эффективности и результативности их расходования. Формами текущего внутреннего финансового контроля являются: - проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетноплатежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате; - проверка наличия денежных средств в кассе; - проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств; - проверка у подотчетных лиц наличия полученных под отчет наличных денежных средств и (или) оправдательных документов; - контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности; - сверка аналитического учета с синтетическим (оборотная ведомость); - проверка фактического наличия материальных средств. Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами финансового отдела и бухгалтерии. Последующий контроль проводится по итогам совершения фактов хозяйственной жизни и осуществляется путем анализа и проверки бюджетной документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. 4 Целью последующего внутреннего финансового контроля является обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств и вскрытие причин нарушений. Формами последующего внутреннего финансового контроля являются: - составление и ведение карт внутреннего финансового контроля; - инвентаризация; - внезапная проверка кассы; - проверка поступления, наличия и использования денежных средств в Учреждении; - документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности Учреждения и его обособленных структурных подразделений. Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности. (Приложение 1 к настоящему Положению). График включает: - объект проверки; - срок проведения проверки; - период, за который проводится проверка; - ответственных исполнителей. Предметами плановой проверки являются: - соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок ведения бюджетного учета и норм учетной политики; - правильность и своевременность отражения всех фактов хозяйственной жизни в бюджетном учете; - полнота и правильность документального оформления хозяйственной жизни; - своевременность и полнота проведения инвентаризаций; - достоверность отчетности; фактов 5 - ведение карт внутреннего финансового контроля. В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде протоколов проведения внутренней проверки. К ним могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт проверки включает в себя следующие сведения: - программа проверки (утверждается руководителем Учреждения); - характер и состояние систем бюджетного учета и отчетности, виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий; - анализ соблюдения регламентирующего порядок законодательства Российской осуществления Федерации, финансово-хозяйственной деятельности; - выводы о результатах проведения контроля; - описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок. Работники Учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю Учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля. По результатам проведения проверки главным бухгалтером Учреждения (лицом, уполномоченным руководителем Учреждения) разрабатывается план 6 мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем Учреждения. По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя Учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин. Субъекты внутреннего финансового контроля В систему субъектов внутреннего финансового контроля входят: - руководитель Учреждения и его заместители; - служба внутреннего финансового контроля Учреждения (специализированный отдел внутреннего финансового контроля в Учреждении либо комиссия, созданная приказом руководителя Учреждения о наделении отдельных должностных лиц в Учреждении полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля); - руководители и работники Учреждения на всех уровнях. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании определяется системы внутренними внутреннего документами финансового Учреждения, в контроля, том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами Учреждения и должностными инструкциями работников. Права службы внутреннего финансового контроля при проведении проверок. Для обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля служба внутреннего финансового контроля при проведении проверок имеет право: - проверять соответствие финансово-хозяйственных операций действующему законодательству; - проверять правильность составления бухгалтерских документов и своевременного их отражения в бюджетном учете; 7 - входить (с обязательным привлечением главного бухгалтера) в помещение проверяемого объекта, в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей, компьютерной обработки данных и хранения данных на машинных носителях; - проверять наличие денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности в кассе Учреждения и подразделений, использующих наличные расчеты с населением и проверять правильность применения ККМ. При этом исключить из сроков, в которые такая проверка может быть проведена, период выплаты заработной платы; - проверять все регистры бюджетного учета; - проверять планово-сметные документы; - ознакомляться со всеми учредительными и распорядительными документами (приказами, распоряжениями, указаниями руководства Учреждения), регулирующими финансово-хозяйственную деятельность; - ознакомляться с перепиской подразделения с вышестоящими организациями, деловыми партнерами, другими юридическими, а также физическими лицами (жалобы и заявления); - обследовать производственные и служебные помещения (при этом могут преследоваться цели, не связанные напрямую с финансовым состоянием подразделения, например, проверка противопожарного состояния помещений или оценка рациональности используемых технологических схем); - проводить мероприятия научной организации труда (хронометраж, фотография рабочего времени, метод моментальных фотографий и т. п.) с целью оценки напряженности норм времени и норм выработки; - проверять состояние и сохранность товарно-материальных ценностей у материально ответственных и подотчетных лиц; - проверять состояние, наличие и эффективность использования объектов основных средств; 8 - проверять правильность оформления фактов хозяйственной жизни, а также правильность начислений и своевременность уплаты налогов в бюджет и сборов в государственные внебюджетные фонды; - требовать от руководителей структурных подразделений справки, расчеты и объяснения по проверяемым фактам хозяйственной деятельности; - на иные действия, обусловленные спецификой деятельности службы внутреннего финансового контроля и иными факторами. Ответственность Субъекты внутреннего финансового контроля в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего финансового контроля во вверенных им сферах деятельности. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего финансового контроля возлагается на руководителя Учреждения. Оценка состояния системы финансового контроля Оценка эффективности системы внутреннего финансового контроля в Учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем Учреждения. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего финансового контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего финансового контроля осуществляется службой внутреннего финансового контроля. В рамках указанных полномочий служба внутреннего финансового контроля представляет руководителю Учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего финансового контроля и в случае необходимости разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию. 9 Результаты проверок внутреннего финансового контроля оформляются нарастающим итогом по форме Приложения 2 к настоящему Положению, ежеквартально предоставляются руководителю Учреждения и направляются в Департамент бюджетного учета, внутреннего финансового контроля и аудита Министерства спорта Российской Федерации. Заключительные положения Все изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются руководителем Учреждения. Если в результате изменения действующего законодательства Российской Федерации отдельные статьи настоящего положения вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу, преимущественную силу положения действующего законодательства Российской Федерации. имеют 10 Приложение 1. График проведения проверок внутреннего финансового контроля: №№ Объект Срок проведения Период, за который Ответственный п/п проверки проверки проводится проверка исполнитель 1 2 3 4 Приложение 2. Ежеквартальный отчет за _____ квартал ____ года Результаты проверок внутреннего финансового контроля №№ п/п Объект проверки Тема проверки Выявленные нарушения Меры по устранению выявленных нарушений 1 2 3 4 Начальник отдела (председатель комиссии) внутреннего финансового контроля Учреждения_____________ (_________________)