Основные задачи внутреннего финансового контроля:
- установление соответствия проводимых финансовых операций в части
финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в бюджетном учете и
отчетности требованиям законодательства;
- установление соответствия осуществляемых операций регламентам,
полномочиям сотрудников;
- соблюдение установленных технологических процессов и операций при
осуществлении деятельности;
- анализ системы внутреннего финансового контроля Учреждения,
позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.
Принципы внутреннего финансового контроля Учреждения:
- принцип законности. Неуклонное и точное соблюдение всеми
субъектами внутреннего финансового контроля норм и правил, установленных
законодательством Российской Федерации;
-
принцип
объективности.
Внутренний
финансовый
контроль
осуществляется с использованием фактических документальных данных в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем
применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной
информации;
- принцип независимости. Субъекты внутреннего финансового контроля
при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов
внутреннего финансового контроля;
- принцип системности. Проведение контрольных мероприятий всех
сторон деятельности объекта внутреннего финансового контроля и его
взаимосвязей в структуре управления;
- принцип ответственности. Каждый субъект внутреннего финансового
контроля
за
ненадлежащее
выполнение
контрольных
функций
несет
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2
Система внутреннего контроля
Система внутреннего финансового контроля обеспечивает:
- точность и полноту документации бюджетного учета;
- соблюдение требований законодательства;
- своевременность подготовки достоверной бюджетной отчетности;
- предотвращение ошибок и искажений;
- исполнение приказов и распоряжений руководителя Учреждения;
-
выполнение
планов
финансово - хозяйственной
деятельности
Учреждения;
- сохранность имущества Учреждения.
Система внутреннего контроля позволяет следить за эффективностью
работы структурных подразделений, отделов, добросовестностью выполнения
сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей.
Организация внутреннего финансового контроля
Внутренний финансовый контроль в государственном бюджетном
Учреждении подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль осуществляется до начала совершения фактов
хозяйственной жизни. Позволяет определить, насколько целесообразной и
правомерной будет та или иная операция.
Целью предварительного финансового контроля является
предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения
договоров.
Предварительный контроль осуществляют руководитель Учреждения, его
заместители, главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела.
Основными
формами
предварительного
внутреннего
финансового
контроля являются:
- проверка финансово-плановых документов (расчетов потребности в
денежных средствах, смет доходов и расходов и др.) главным бухгалтером
(бухгалтером), их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
3
-
проверка
и
визирование
проектов
договоров
специалистами
юридической службы предварительная экспертиза документов (решений),
связанных
с
расходованием
денежных
и
материальных
средств,
осуществляемая главным бухгалтером (бухгалтером), экспертами и другими
уполномоченными должностными лицами.
Текущий контроль производится путем:
- проведения повседневного анализа соблюдения процедур исполнения
плана финансово-хозяйственной деятельности;
- ведения бюджетного учета;
- осуществления мониторингов расходования целевых средств по
назначению, оценки эффективности и результативности их расходования.
Формами текущего внутреннего финансового контроля являются:
- проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетноплатежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля
является разрешение документов к оплате;
- проверка наличия денежных средств в кассе;
- проверка полноты оприходования полученных в банке наличных
денежных средств;
- проверка у подотчетных лиц наличия полученных под отчет наличных
денежных средств и (или) оправдательных документов;
- контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской
задолженности;
- сверка аналитического учета с синтетическим (оборотная ведомость);
- проверка фактического наличия материальных средств.
Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе
специалистами финансового отдела и бухгалтерии.
Последующий контроль проводится по итогам совершения фактов
хозяйственной жизни и осуществляется путем анализа и проверки бюджетной
документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых
процедур.
4
Целью последующего внутреннего финансового контроля является
обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных
и материальных средств и вскрытие причин нарушений.
Формами последующего внутреннего финансового контроля являются:
- составление и ведение карт внутреннего финансового контроля;
- инвентаризация;
- внезапная проверка кассы;
- проверка поступления, наличия и использования денежных средств в
Учреждении;
- документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности
Учреждения и его обособленных структурных подразделений.
Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и
внеплановых проверок.
Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной
графиком
проведения
внутренних
проверок
финансово-хозяйственной
деятельности. (Приложение 1 к настоящему Положению).
График включает:
- объект проверки;
- срок проведения проверки;
- период, за который проводится проверка;
- ответственных исполнителей.
Предметами плановой проверки являются:
- соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего
порядок ведения бюджетного учета и норм учетной политики;
- правильность и своевременность отражения всех фактов хозяйственной
жизни в бюджетном учете;
-
полнота
и
правильность
документального
оформления
хозяйственной жизни;
- своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
- достоверность отчетности;
фактов
5
- ведение карт внутреннего финансового контроля.
В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по
вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.
Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ
выявленных
нарушений,
определяют
их
причины
и
разрабатывают
предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в
дальнейшем.
Результаты
проведения
предварительного
и
текущего
контроля
оформляются в виде протоколов проведения внутренней проверки. К ним могут
прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений,
если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению
возможных ошибок.
Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде
акта. Акт проверки включает в себя следующие сведения:
- программа проверки (утверждается руководителем Учреждения);
- характер и состояние систем бюджетного учета и отчетности, виды,
методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных
мероприятий;
-
анализ
соблюдения
регламентирующего
порядок
законодательства Российской
осуществления
Федерации,
финансово-хозяйственной
деятельности;
- выводы о результатах проведения контроля;
- описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению
недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля,
рекомендации по недопущению возможных ошибок.
Работники
Учреждения,
допустившие
недостатки,
искажения
и
нарушения, в письменной форме представляют руководителю Учреждения
объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.
По результатам проведения проверки главным бухгалтером Учреждения
(лицом, уполномоченным руководителем Учреждения) разрабатывается план
6
мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с
указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем
Учреждения.
По
истечении
установленного
срока
главный
бухгалтер
незамедлительно информирует руководителя Учреждения о выполнении
мероприятий или их неисполнении с указанием причин.
Субъекты внутреннего финансового контроля
В систему субъектов внутреннего финансового контроля входят:
- руководитель Учреждения и его заместители;
-
служба
внутреннего
финансового
контроля
Учреждения
(специализированный отдел внутреннего финансового контроля в Учреждении
либо комиссия, созданная приказом руководителя Учреждения о наделении
отдельных должностных лиц в Учреждении полномочиями по осуществлению
внутреннего финансового контроля);
- руководители и работники Учреждения на всех уровнях.
Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных
в
функционировании
определяется
системы
внутренними
внутреннего
документами
финансового
Учреждения,
в
контроля,
том
числе
положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также
организационно-распорядительными
документами
Учреждения
и
должностными инструкциями работников.
Права службы внутреннего финансового контроля при проведении
проверок.
Для обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля
служба внутреннего финансового контроля при проведении проверок имеет
право:
-
проверять
соответствие
финансово-хозяйственных
операций
действующему законодательству;
- проверять правильность составления бухгалтерских документов и
своевременного их отражения в бюджетном учете;
7
- входить (с обязательным привлечением главного бухгалтера) в
помещение проверяемого объекта, в помещения, используемые для хранения
документов (архивы), наличных денег и ценностей, компьютерной обработки
данных и хранения данных на машинных носителях;
- проверять наличие денежных средств, денежных документов и бланков
строгой отчетности в кассе Учреждения и подразделений, использующих
наличные расчеты с населением и проверять правильность применения ККМ.
При этом исключить из сроков, в которые такая проверка может быть
проведена, период выплаты заработной платы;
- проверять все регистры бюджетного учета;
- проверять планово-сметные документы;
- ознакомляться со всеми учредительными и распорядительными
документами
(приказами,
распоряжениями,
указаниями
руководства
Учреждения), регулирующими финансово-хозяйственную деятельность;
-
ознакомляться
с
перепиской
подразделения
с
вышестоящими
организациями, деловыми партнерами, другими юридическими, а также
физическими лицами (жалобы и заявления);
- обследовать производственные и служебные помещения (при этом
могут преследоваться цели, не связанные напрямую с финансовым состоянием
подразделения, например, проверка противопожарного состояния помещений
или оценка рациональности используемых технологических схем);
- проводить мероприятия научной организации труда (хронометраж,
фотография рабочего времени, метод моментальных фотографий и т. п.) с
целью оценки напряженности норм времени и норм выработки;
- проверять состояние и сохранность товарно-материальных ценностей у
материально ответственных и подотчетных лиц;
- проверять состояние, наличие и эффективность использования объектов
основных средств;
8
- проверять правильность оформления фактов хозяйственной жизни, а
также правильность начислений и своевременность уплаты налогов в бюджет и
сборов в государственные внебюджетные фонды;
- требовать от руководителей структурных подразделений справки,
расчеты и объяснения по проверяемым фактам хозяйственной деятельности;
- на иные действия, обусловленные спецификой деятельности службы
внутреннего финансового контроля и иными факторами.
Ответственность
Субъекты внутреннего финансового контроля в рамках их компетенции и
в
соответствии
со
своими
функциональными
обязанностями
несут
ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и
развитие внутреннего финансового контроля во вверенных им сферах
деятельности.
Ответственность
за
организацию
и
функционирование
системы
внутреннего финансового контроля возлагается на руководителя Учреждения.
Оценка состояния системы финансового контроля
Оценка эффективности системы внутреннего финансового контроля в
Учреждении
осуществляется
субъектами
внутреннего
контроля
и
рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем
Учреждения.
Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности
системы внутреннего финансового контроля, а также контроль за соблюдением
процедур
внутреннего
финансового
контроля
осуществляется
службой
внутреннего финансового контроля.
В рамках указанных полномочий служба внутреннего финансового
контроля представляет руководителю Учреждения результаты проверок
эффективности действующих процедур внутреннего финансового контроля и в
случае необходимости разработанные совместно с главным бухгалтером
предложения по их совершенствованию.
9
Результаты проверок внутреннего финансового контроля оформляются
нарастающим итогом по форме Приложения 2 к настоящему Положению,
ежеквартально предоставляются руководителю Учреждения и направляются в
Департамент бюджетного учета, внутреннего финансового контроля и аудита
Министерства спорта Российской Федерации.
Заключительные положения
Все изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются
руководителем Учреждения.
Если в результате изменения действующего законодательства Российской
Федерации отдельные статьи настоящего положения вступят с ним в
противоречие,
они
утрачивают
силу,
преимущественную
силу
положения действующего законодательства Российской Федерации.
имеют
10
Приложение 1.
График проведения проверок внутреннего финансового контроля:
№№ Объект
Срок проведения Период, за который Ответственный
п/п
проверки
проверки
проводится проверка исполнитель
1
2
3
4
Приложение 2.
Ежеквартальный отчет за _____ квартал ____ года
Результаты проверок внутреннего финансового контроля
№№
п/п
Объект
проверки
Тема
проверки
Выявленные
нарушения
Меры по
устранению
выявленных
нарушений
1
2
3
4
Начальник отдела (председатель
комиссии) внутреннего
финансового контроля Учреждения_____________ (_________________)