• внутренняя система оценки качества образования (далее - ВСОКО) – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования в школе; • экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности; • измерения – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (далее – КИМ) (контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму, и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам и требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС). 1.5. Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора школы после обсуждения с педагогами, родителями школьников, педагогическим советом и иными заинтересованными организациями. 1.6. Оценка качества образования в школе проводится в соответствии с планом работы. 1.7. Основными принципами функционирования ВСОКО являются: • согласование и утверждение единых критериев оценивания, преимущественное использование объективных оценочных методов и процедур; • включение педагогических работников в критериальный самоанализ и самооценку деятельности; • соизмерение размеров оплаты труда педагогических работников с его результатами и условиями, дифференциация этих размеров в зависимости от конкретных результатов. 2. Цели, задачи и функции ОКО 2.1. Целью оценки качества образования является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях, его изменениях и причинах, влияющих на его уровень. 2.2. Основными задачами ОКО являются: • формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; • информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга школьной системы образования; • разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества образования; • определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений; • изучение и самооценка состояния развития образования в школе с прогностической целью определения возможного рейтинга школы по результатам государственной аккредитации; • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и оценки качества образования; • выявление факторов, влияющих на образовательные результаты; • повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований аттестации педагогов, оценки индивидуальных достижений обучающихся; • определение рейтинга педагогов и участие в решении о стимулирующей надбавке к заработной плате за высокое качество обучения и воспитания; • реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования; • стимулирование инновационных процессов к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности. 2.3.Основные функции ОКО: • обеспечение введения ФГОС и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов школьного образования; • аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания школьников; • экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития школы; • информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования; • обеспечение внешних пользователей информацией о развитии образования в школе. 2.4. Объектами оценки качества образования являются: • учебные и внеучебные достижения учащихся; • продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников. • результаты деятельности школы. 2.5. Предмет оценки: • качество образовательных результатов; • качество реализации образовательного процесса; • качество условий, обеспечивающих образовательный процесс. 3. Направления деятельности ОКО 3.1. Оценка качества образования осуществляется посредством: • системы внутренней оценки качества образования; 2 • общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами общественных организаций и объединений, родителей учащихся (оценка удовлетворенности качеством образования); • профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом (внешний аудит); 3.2. Организационная структура ОКО включает администрацию школы, педагогический совет, методические объединения учителей, школьный управляющий совет и др. 3.3. Согласованная работа всех организационных структур позволяет обеспечить достоверную внутреннюю оценку качества образования. 4. Организация и технология оценки качества образования 4.1. Оценка качества образования включает систему сбора и первичной обработки данных, систему анализа и оценки качества образования, систему обеспечения статистической и аналитической информацией всех субъектов школьного образования. 4.2. Работа осуществляется посредством существующих процедур оценки качества образования: • мониторинг образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения (внутренняя и внешняя диагностика); • анализ творческих достижений школьников, результатов аттестации педагогических и руководящих работников; • результаты паспортизации учебных кабинетов школы; • результаты самообследования; • система внутренней оценки качества образования; • система исследований здоровья школьников, проводимых по инициативе школьной медицинской службы и администрации школы; • система внутришкольного скрининга психологического комфорта; • другие психолого-педагогические, медицинские и социологические исследования, проводимые по инициативе субъектов образовательного процесса. 4.3. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы представления результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества и их эталонные значения устанавливаются в регламенте оценки качества образования. 4.4. Внутренняя оценка качества образования осуществляется на основе существующей системы показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса): 4.4.1. Качество образовательных результатов: • предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в т. ч. ГИА-9 и ГИА-11); • метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики); 3 • личностные результаты (включая показатели социализации учащихся); • результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования (при наличии дошкольного отделения); • здоровье учащихся (динамика); • достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; • удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов. 4.4.2. Качество реализации образовательного процесса: • основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС и контингенту учащихся); • дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей); • реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие требованиям ФГОС); • качество уроков и индивидуальной работы с учащимися; • качество внеурочной деятельности (включая классное руководство); • удовлетворенность учеников и родителей уроками и условиями в школе. 4.4.3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс: • материально-техническое обеспечение; • информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебнометодическое обеспечение); • санитарно-гигиенические и эстетические условия; • медицинское сопровождение и общественное питание; • психологический климат в школе; • использование социальной сферы; • кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов); • общественно-государственное управление (совет школы, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования; • документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая программу развития школы). 4.5. Основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. 4.6. Технологии измерения определяются видом избранных КИМ, способом их применения. Содержание КИМ, направленных на оценку уровня обученности школьников, должно соответствовать содержанию ФГОС. 4.7. Итоги оценки качества образования ежегодно оглашаются на итоговой конференции. Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц. 5. Общественная образования и профессиональная экспертиза качества 4 5.1. ОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. 5.2. ОКО обеспечивает реализацию прав родительской общественности и профессиональных сообществ, организаций и общественных объединений по включению в процесс оценки качества образования в школе. Участие указанных структур в оценке качества образования определяется регламентом оценки качества образования. 5.3. Общественная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования, социальным ожиданиям и интересам общества и развитие механизмов независимой экспертизы качества образования. 5.4. Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают: • внеучебные достижения обучающихся (на основе обобщенных результатов); • общий уровень духовно-нравственного развития учащихся школы; • условия, созданные в школе в целях сохранения и укрепления психического и физического здоровья школьников; • эффективность управления школой, в т. ч. в финансово-экономической сфере. 5.5. Профессиональная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования, современным тенденциям развития образования и формирование специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений обучающихся. 5.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования выступают: • качество реализации образовательных программ; • результаты тестирования, анкетирования и т. п., полученные в ходе педагогического, психологического и социально-педагогического тестирований; • условия, созданные для реализации программ основного и дополнительного образования, реализации индивидуальных запросов обучающихся; • результаты самообследования. 5.7. Информация о результатах общественной и профессиональной оценки качества образования доводится до общественности через публикации, публичные и аналитические доклады о состоянии качества образования на сайте школы. 5 Приложение Сводная итоговая ведомость. ________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) __________________________________________________________________ (полное название образовательного учреждения) Класс_____________________________________________________________ № Показатели 1 Учебная деятельность 2 Достижения в олимпиадах, конкурсах 3 4 5 7 Балл Спортивные достижения Творческие достижения Дополнительное образование Участие в мероприятиях и практиках Участие в общественной жизни ИТОГО: Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио. Дата М.п. Классный руководитель: __________________ Директор школы: __________________ 6 Приложение 1 к Положению о внутренней системе оценки качества образования в образовательной организации № Структура стартовой оценки содержания образования и образовательной деятельности (качества процесса) Единица измерения1 Параметр оценки 1. Образовательная деятельность 1.1 Общая численность обучающихся, основную образовательную программу: осваивающих Человек 1.2. Общая численность обучающихся, основную образовательную программу: осваивающих 1.3. • начального общего образования Человек • основного общего образования Человек • среднего общего образования Человек Формы получения образования в ОО: • очная Имеется / не имеется Количество человек • очно-заочная Имеется / не имеется Количество человек • заочная Имеется / не имеется Количество человек • индивидуальный учебный план Имеется / не имеется Количество человек • надомное обучение Имеется / не имеется Количество человек 1.4. Реализация ООП по уровням общего образования: • сетевая форма Имеется / не имеется Количество человек • с применением дистанционных образовательных Имеется / не имеется технологий Количество человек • с применением электронного обучения Имеется / не имеется Количество человек 2. Соответствие содержания образования требованиям ФКГОС 2.1. Соответствие структуры и содержания учебного плана Соответствует / не структуре и содержанию базисного учебного плана соответствует 2004 г. 2.2. 1 Наличие учебных планов для учащихся, осваивающих Имеется / не имеется ООП в очно-заочной, заочной формах обучения; по индивидуальному плану В ходе внутренней оценки необходимо оставить один из вариантов маркировки 2.3. Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном Имеется / не имеется плане образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) при формировании компонента ОО 2.4. Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, Имеется / не имеется дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана 2.5. Соответствие содержания рабочих программ учебных Соответствует предметов, курсов, дисциплин (модулей) по всем соответствует предметам, курсам, дисциплинам (модулям) требованиям ФКГОС 2.6. Реализация в полном объеме содержания программного Да / Нет материала по учебному(ым) предмету(ам), курсу(ам), дисципине(ам) (модулю(ям)(выполнение рабочих программ) 2.7. Наличие программ воспитательной направленности 2.8. Наличие плана-графика внеурочной деятельности в Имеется / не имеется рамках ООП 2.9. Наличие рабочих программ и др. документации по Имеется / не имеется направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению / не Имеется / не имеется 2.10. Реализация в полном объеме содержания программного Да / Нет материала по направлениям внеурочной деятельности 2.11. Наличие программ работы с учащимися с низкой Имеется / не имеется мотивацией к обучению 2.12. Наличие адаптированных образовательных программ Имеется / не имеется 2.13. Наличие индивидуальных учебных планов и графиков Имеется / не имеется 2.14. Наличие плана работы с молодыми талантами и Имеется / не имеется мотивированными обучающимися 3. Соответствие содержания образования требованиям ФГОС 3.1. 3.2. Соответствие структуры ООП требованиям соответствующего ФГОС общего образования • ФГОС НОО Соответствует / не соответствует • ФГОС ООО Соответствует / не соответствует • ФГОС СОО Соответствует / не соответствует Учет в ООП (по уровням общего образования) Имеется / не имеется специфики и традиций образовательной организации, социального запроса потребителей образовательных 8 услуг 3.3. Наличие в учебном плане обязательных предметных Имеется / не имеется областей и учебных предметов соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) 3.4. Наличие учебных планов для учащихся, осваивающих Имеется / не имеется ООП (по уровням общего образования) в очной, очно – заочной и заочной формах обучения; по индивидуальному учебному плану (согласно образовательных потребностей и возможностей обучающихся) 3.5. Соответствие объема часов за определенный период Соответствует обучения согласно требованиям соответствующего соответствует ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) и учебного плана ОО по уровням образования 3.6. Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном Имеется / не имеется плане образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) при определении части, формируемой участниками образовательных отношений 3.7. Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов, Имеется / не имеется дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана, их соответствие требованиям соответствующего ФГОС 3.8. Реализация в полном объеме содержания программного Да / Нет материала по учебному(ым) предмету(ам), курсу(ам), дисципине(ам) (модулю(ям) (выполнение рабочих программ) 3.9. Наличие программы формирования и развития УУД / не Имеется / не имеется 3.10. Наличие программы духовно-нравственного развития Имеется / не имеется обучающихся (для начального общего образования) 3.11. Наличие программы социализации и воспитания Имеется / не имеется обучающихся (для основного общего образования) 3.12. Наличие плана внеурочной деятельности в рамках ООП, Имеется / не имеется его обеспеченность рабочими программами и др. документации по направлениям внеурочной деятельности, соответствие содержания заявленному направлению 3.13. Реализация в полном объеме содержания программного Да / Нет материала по направлениям внеурочной деятельности 9 Приложение 2 к Положению о внутренней системе оценки качества образования в образовательной организации Структура оценки условий реализации основной образовательной программы (сводный бланк для стартовой и контрольной оценки) Группа условий Кадровые Параметр оценки Численность / удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников Численность / удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность / удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: • первая; • высшая Численность / удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: Фактический Единица показатель измерения на старте Планируемый показатель ("дорожная карта") Факт выполнения "дорожной карты" чел./% чел./% чел./% чел./% 10 Материальнотехнические, в т.ч. информационнообразовательная • до 5 лет; • свыше 30 лет Численность / удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 3 года повышение квалификации по профилю профессиональной деятельности и (или) иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность / удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, имеющих профессиональную переподготовку по профилю / направлению профессиональной деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, прошедших повышение квалификации по введению в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (по уровням), в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Количество компьютеров в расчете на одного учащегося Оснащенность учебных кабинетов (в соответствии с ФГОС ) Наличие читального зала библиотеки, в том числе: чел./% чел./% чел./% ед. ед./% да/нет 11 среда Учебнометодические • свыше 30 лет с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров; • свыше 30 лет с медиатекой (включая ЭОР); • свыше 30 лет оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов; • свыше 30 лет с выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки; • свыше 30 лет с контролируемой распечаткой бумажных материалов Численность / удельный вес численности учащихся, чел./% которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся Общая площадь помещений, в которых осуществляется кв. м образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося Количество экземпляров учебной и учебноед. методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Соответствие используемых учебников федеральному соответствует перечню /не соответствует Соответствие содержания сайта требованиям ст. 29 соответствует Федерального закона №273-ФЗ "Об образовании в /не Российской Федерации" соответствует 12 Приложение 3 к Положению о внутренней системе оценки качества образования в образовательной организации Структура оценки достижения предметных результатов освоения основной образовательной программы № Показатель Численность / удельный вес численности учащихся, успевающих на "4" и "5" по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся 2. Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку 3. Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по математике 4. Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по русскому языку 5. Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по математике 6. Численность / удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по русскому языку, в общей численности выпускников 9 класса 7. Численность / удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по математике, в общей численности выпускников 9 класса 8. Численность / удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по русскому языку, в общей численности выпускников 11 класса 9. Численность / удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по математике, в общей численности выпускников 11 класса 10. Численность / удельный вес численности выпускников 9 класса, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9 класса 11. Численность / удельный вес численности выпускников 11 класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11 класса 12. Численность / удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9 класса 1. Единица измерения человек/% балл балл балл балл человек/% человек/% человек/% человек/% человек/% человек/% человек/% 13 13. Численность / удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11 класса 14. Численность / удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся 15. Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: • муниципального уровня; • регионального уровня; • федерального уровня; • международного уровня 16. Численность / удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся 17. Численность / удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся человек/% человек/% человек/% человек/% человек/% человек/% человек/% человек/% человек/% 14 Приложение 4 к "Положению о внутренней системе оценки качества образования в образовательной организации" Содержание оценки метапредметных результатов освоения учащимися основной образовательной программы (помимо результатов, оцениваемых эмпирически в ходе группового проекта) № 1 Образовательный результат Представление о собственном стиле познавательной деятельности (индивидуального познавательного стиля) Оценочная процедура Освоение понятий: Количество учащихся, Опрос или тест • темперамент, характер, демонстрирующих познавательный стиль; освоение указанных • аудиал, визуал, понятий и терминов кинестетик; • анализ, синтез, дедукция, индукция; • знание, информация Опыт рефлексии Количество специальных Статистически собственного стиля занятий (психолого- й учет познавательной педагогические тренинги; деятельности консультации) или самостоятельно освоенных развивающих вебпрограмм, веб-лекций, обеспечивающих учащемуся опыт рефлексии собственного стиля познавательной Параметр оценки Индикатор Периодичность оценки Классный 2*, 4*, 7, 9, 11 руководитель, классы. тьютор, иное Для вновь лицо, исходя из прибывших кадровых учащихся – возможностей индивидуально образовательной организации Классный Ежегодно, в конце руководитель, учебного года тьютор Исполнитель 15 2 3 деятельности Навыки работы с Умение кодировать Количество учащихся, Контрольные информацией информацию (в том числе, демонстрирующих работы полученную в сети владение указанными интернет) посредством: умениями • плана (простого, сложного, тезисного, цитатного); • тезисов; • конспекта; • таблицы; • схемы или графика; • кластера Умение реферировать и Уроки защиты рецензировать рефератов информацию (писать реферат и рецензию); представлять информацию в виде текстов публицистического стиля Умение представлять Мини-сессии информацию в виде публичных сообщения, доклада выступлений Смысловое чтение Умение выделять Количество учащихся, Комплексная (читательская главную информацию в демонстрирующих контрольная компетенция) тексте и видеть владение указанными работа избыточную (лишнюю, умениями Педагог-филолог или иное лицо, исходя из кадровых возможностей школы 4*, 7, 9, 11 классы. Для вновь прибывших учащихся – индивидуально Педагогматематик или иное лицо, исходя из кадровых 4, 7, 9, 11 классы. Для вновь прибывших учащихся 16 не нужную для решения поставленной задачи) Умение распознавать информационный подтекст (для текстов художественного и публицистического стиля) 4 Владение ИКТ- Умение использовать технологиями ИКТ-технологии в познавательной деятельности и социальной практике с соблюдением требований эргономики, техники безопасности Ситуационные возможностей задачи и (или) образовательной проектные организации задачи. Педагог-филолог Анализ текста или иное лицо, исходя из кадровых образовательной организации Количество учащихся, Самооценка Преподаватель демонстрирующих учащихся в информатики владение указанными ходе умениями анкетирования. Отзыв родителей индивидуально 4*, 7, 9, 11 классы. Для вновь прибывших учащихся – индивидуально * По решению администрации ОО 17 Приложение 5 к Положению о внутренней системе оценки качества образования в образовательной организации Содержание оценки личностных результатов освоения учащимися основной образовательной программы* № 1 Образовательный результат Готовность к активной гражданской позиции Параметр оценки Сформированность ценностной ориентации гражданского выбора и владение общественнополитической терминологией Социально-культурный опыт учащихся 2 Готовность к продолжению образования на профильном уровне, к выбору профиля Понимание учащимся собственных профессиональных склонностей и способностей Положительный опыт углубленного изучения дисциплин учебного плана, соответствующих рекомендованному профилю обучения Индикатор Количество учащихся, демонстрирующих сформированность ценностной ориентации гражданского выбора и владение общественнополитической терминологией Единицы портфолио, подтверждающие социально-культурный опыт учащегося Количество учащихся, своевременно ознакомленных с заключением психолога о профессиональных склонностях и способностях учащихся Количество учащихся, имеющих опыт углубленного изучения дисциплин учебного плана, соответствующих рекомендованному Оценочная процедура Тестирование Исполнитель Статистический учет Психолог совместно (или классный руководитель) с преподавателем общественнополитических дисциплин Классный руководитель Статистический учет Классный руководитель Статистический учет Классный руководитель Периодичность оценки Ежегодно, в конце учебного года Ежегодно, в конце учебного года Первый раз на этапе предпрофильной подготовки (по окончании учащимися 7–8 класса) Второй раз – по окончании уровня основного общего образования 18 Опыт выполнения учащимся проектов, тематика которых соответствует рекомендованному профилю 3 4 Готовность и способность к саморазвитию на основе существующих норм морали, национальных традиций, традиций этноса Сформированность культуры здорового образа жизни Освоение учащимися существующих норм морали, национальных традиций, традиций этноса Опыт выполнения учащимся проектов, тематика которых свидетельствует о патриотических чувствах учащегося, его интересе к культуре и истории своего народа, ценностям семьи и брака и др. Демонстрация культуры ЗОЖ в среде образования и социальной практике профилю обучения Количество учащихся, имеющих завершенные и презентованные проекты, тематика которых соответствует рекомендованному профилю обучения Количество учащихся, демонстрирующих освоение содержания понятий: ценностная ориентация, нормы морали, национальная и этническая идентичность, семья, брак и др. Количество учащихся, имеющих завершенные и презентованные проекты, тематика которых свидетельствует о патриотических чувствах учащегося, его интересе к культуре и истории своего народа Стабильность посещения занятий физической культурой Сокращения количества пропусков уроков по болезни Статистический учет Классный руководитель Опрос Ежегодно, в конце учебного года Статистический учет Психолог и (или) классный руководитель, в рамках содержания рабочих программ по обществознанию и (или) литературе Классный руководитель Статистический учет Классный руководитель Ежегодно, в конце учебного года Ежегодно, в конце учебного года Отзыв классного руководителя Соблюдение 19 5 Сформированность основ экологической культуры элементарных правил гигиены Готовность учащихся к Освоение понятий экологически безопасному экологического поведению в быту, содержания социальной и профессиональной Единицы портфолио, практике подтверждающие социально-культурный опыт учащегося Опрос Статистический учет Преподаватель биологии совместно с классным руководителем Ежегодно, в конце учебного года * Оценочные данные дополняются аналитической справкой о развитости системы внеурочных форм воспитания учащихся (студии, клубы, мастерские и др.), занятости в них учащихся, а также аналитической справкой о школьной системе дополнительного образования и (или) о системе учета занятости учащихся в организациях дополнительного образования детей 20 21