2. Основные направления и цели оценочной деятельности 2.1. В соответствии с ФГОС НОО и ООО система оценки предполагает системнодеятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений. 2.2. Целями системы оценки образовательных достижений обучающихся являются: - создание единой системы оценивания и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на образовательные достижения обучающихся; - получение объективной информации о состоянии образовательных достижений обучающихся, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; - повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием; - принятие обоснованных управленческих решений администрацией школы. 2.3. Задачами системы оценивания образовательных достижений обучающихся ГБОУ «СОШ-ДС №1 г. Магас» являются: - формирование единых критериев оценивания образовательных достижений и подходов к его измерению; - повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования; - проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений обучающихся для успешной реализации Стандарта и внесения необходимых корректив в образовательный процесс; - обеспечение условий для самоанализа и самооценки всех участников образовательного процесса; содействие повышению квалификации педагогических работников школы, принимающих участие в процедурах оценки образовательных достижений обучающихся. 2.4. Принципами построения системы оценивания образовательных достижений обучающихся ГБОУ «СОШ-ДС №1 г. Магас» являются: - объективность, достоверность, полнота и системность информации; - реалистичность требований, норм и показателей обучающихся, их социальной и личностной значимости; образовательных достижений - открытость, прозрачность процедур оценивания; - прогностичность результаты; полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемые - доступность информации о состоянии образовательных достижений обучающихся для различных групп потребителей; - соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценивания. 2.5. Система оценивания в ГБОУ «СОШ-ДС №1 г. Магас» включает аттестацию учащихся, технологию оценивания, виды и формы контроля результатов освоения образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, призвана обеспечить комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, накопленных в «Портфеле достижений»/портфолио. 2.6. ГБОУ «СОШ-ДС №1г. Магас» проводит процедуру внутренней оценки. Внутренняя оценка включает: - стартовую диагностику, - текущую и тематическую оценку, - портфолио, - внутришкольный мониторинг образовательных достижений, - промежуточную аттестацию обучающихся, - итоговую аттестацию обучающихся. 2.7. В системе оценивания в ГБОУ «СОШ-ДС №1 г. Магас» определены следующие основные виды контроля: - стартовый (входной, предварительный) контроль, осуществляется в начале учебного года, носит диагностический характер, цель стартового контроля - зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, уровень его знаний, а также универсальных учебных действий (УУД), связанных с предстоящей деятельностью; - промежуточный, тематический контроль проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов с образцом; - контроль динамики индивидуальных накопительной оценки в портфолио); образовательных достижений (система - итоговый контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года, а также в формате ОГЭ и ЕГЭ. - 2.8. В системе оценивания приоритетными становятся новые формы контроля – продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, метапредметные диагностические работы, диагностика результатов личностного развития учащихся и «Портфель достижений» (портфолио) учебных и внеучебных результатов учащихся. Новые формы, средства и методы контроля призваны обеспечить комплексную оценку образовательных результатов, включая предметные, метапредметные и личностные результаты обучения для оказания педагогической поддержки обучающихся. 2.9. Средствами фиксации личностных, метапредметных и предметных результатов являются классные журналы, электронные дневники, дневники наблюдений, листы достижений, портфолио. 2.10. Технология оценивания определяются в данном Положении на каждой ступени обучения. 3. Организация и содержание оценочных процедур 3.1. Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на данном уровне образования. Проводится администрацией образовательной организации в начале учебного года начиная с 1-го класса обучения и выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений. Объектом оценки являются: - структура мотивации, - сформированность учебной деятельности, - владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знакосимволическими средствами, логическими операциями. Стартовая диагностика может проводиться также учителями с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. 3.2. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета. 3.2.1. Текущая оценка может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия учащегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и учащимся существующих проблем в обучении. 3.2.2. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.) с учетом особенностей учебного предмета и особенностей контрольно-оценочной деятельности учителя. 3.2.3. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса; при этом отдельные результаты, свидетельствующие об успешности обучения и достижении тематических результатов в более сжатые (по сравнению с планируемыми учителем) сроки могут включаться в систему накопленной оценки и служить основанием, например, для освобождения ученика от необходимости выполнять тематическую проверочную работу. 3.3. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных методических комплектах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Тематическая оценка может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце ее изучения. Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого из них. Результаты тематической оценки являются основанием для коррекции учебного процесса и его индивидуализации. 3.4. Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности учащегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным учащимся. В портфолио включаются как работы учащегося (в том числе – фотографии, видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы (например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.). Отбор работ и отзывов для портфолио ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в электронном виде в течение всех лет обучения в основной школе. Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования и могут отражаться в характеристике. 3.5. Внутришкольный мониторинг представляет собой процедуры: - оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов; - оценки уровня достижения той части личностных результатов, которые связаны с оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой учебной самостоятельности, готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения; - оценки уровня профессионального мастерства учителя, осуществляемого на основе административных проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых учителем обучающимся. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается локальным актом школы. Результаты внутришкольного мониторинга являются основанием для рекомендаций как для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации, так и для повышения квалификации учителя. Результаты внутришкольного мониторинга в части оценки уровня достижений учащихся обобщаются и отражаются в их характеристиках. 3.6. Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне начального, основного и среднего общего образования. Проведение промежуточной аттестации определяется локальным актом школы «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся». 3.7. Итоговая аттестация 3.7.1. Итоговую аттестацию в ГБОУ «СОШ-ДС №1 г. Магас» осуществляют педагоги и администрация. Периодичность и формы контроля определяются учителем в соответствии с рабочей программой по каждому курсу. Периодичность и формы административного контроля определены в плане работы школы, утверждаемым директором школы. 3.7.2. Итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах осуществляется соответственно в формате ОГЭ и ЕГЭ в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами и, таким образом, является внешней оценкой. Технология оценивания на ступени начальной школы 4.1. Цели оценочной деятельности Цели оценочной деятельности направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального обучения. 4.1.1. Личностные результаты обучающихся определяются через сформированность личностных универсальных учебных действий: - сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности, эмоциональноположительное отношение обучающегося к образовательному учреждению; - сформированность самооценки (способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении) и мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы, поиск и установление личностного смысла учения обучающимися; понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремление к преодолению этого разрыва; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей. 4.1.2. Оценка метапредметных результатов обучающихся направлена на выявление индивидуальной динамики развития гимназистов с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов за текущий и предыдущий периоды. Метапредметные результаты обучающихся определяются через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. К ним относятся: - способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; способность самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; - умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; - умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; - способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; - умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. 4.1.3. Предметные результаты обучающихся определяются через сформированность результатов по отдельным предметам: - способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. 4.2. Оценка результатов 4.2.1. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке. Оценка этих результатов осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований и предметом оценки является эффективность воспитательно-образовательной деятельности школы. 4.2.2. В рамках системы внутренней оценки в ГБОУ «СОШ-ДС №1 г. Магас» используется оценка сформированности отдельных личностных результатов, отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности. Такая оценка осуществляется при поддержке службы сопровождения школы, направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента: - характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; - определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка; - систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития. 4.2.3. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» рабочей программы по каждому предмету и внеучебной деятельности. 4.2.4. Оценка метапредметных результатов учащихся проводится учителем, классным руководителем совместно с психологом 2 раза в год (стартовая и итоговая диагностические работы) методом встроенного наблюдения. 4.2.5. Основными показателями уровня развития метапредметных умений (умения учиться) являются: - уровень развития учебно-познавательного интереса; - уровень формирования целеполагания; - уровень формирования учебных действий; - уровень формирования контроля; - уровень формирования оценки. 4.2.6. Оценка предметных результатов проводится как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности школы, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса. 4.2.7. Для отслеживания уровня усвоения предметных достижений используются стартовые и итоговые проверочные работы; тестовые диагностические работы; текущие проверочные работы; комплексные (интегрированные) проверочные работы; портфолио ученика; публичное предъявление (демонстрация) достижений по окончании начальной школы. 4.2.8. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону» ближайшего развития ученика. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в оценочном листе ученика. 4.2.9. Тестовая диагностическая работа (на «входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются у учащихся в специальной тетради «Мои достижения» отдельно по каждой конкретной операции. 4.2.10. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты проверочной работы заносятся учителем в классный и электронный журнал. 4.2.11. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля - мае) включает все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развития компонентов учебной деятельности. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в классном и электронном журнале. 4.2.12. Комплексная проверочная работа на межпредметной основе проводится в конце обучения по программе основного общего образования на ступени начальной школы. Её цель - оценка способности выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи на основе сформированности предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. 4.2.13. Комплексная характеристика личностных, предметных и метапредметных результатов составляется на основе Портфолио ученика. Цель Портфолио - собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. 4.2.14. Портфолио ученика имеет титульный лист, основную часть, которая включает следующие разделы: «Мой мир», «Моя учёба», «Моё творчество», «Я в коллективе», «Мои впечатления», «Мои достижения», «Я оцениваю себя», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь» и итоговую качественную оценку достижений обучающегося за ступень начальной школы на основе самооценки по шкале: «нормально– хорошо – почти отлично – отлично – превосходно». 4.3. Процедуры оценивания 4.3.1. Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляется в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, а также письменных заключений учителя по итогам проверки самостоятельных работ в соответствии с критериями. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом министерства образования от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». В течение 1-го года обучения в журнале и личных делах обучающихся фиксируются только пропуски уроков. 4.3.2. Успешность усвоения программ учащимися 1-х классов характеризуется качественной оценкой на основе «Листа образовательных достижений», включающего совокупность критериев освоения программы первого класса. Учитель составляет характеристику образовательных достижений первоклассника в соответствии с Листом оценки. 4.3.3. Со 2 класса текущая и итоговая оценка результатов обучения выставляется в виде отметок: «5», «4», «3», «2». В журнал выставляются отметки за тематические проверочные (контрольные) работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы, практические работы, полные устные ответы, выразительное чтение стихотворений наизусть, пересказы. 4.3.4. На начальной ступени обучения учителем используются разнообразные методы оценивания: - наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением; - оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых обучающимися как индивидуально, так и в парах, группах; - тестирование (для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний); - оценка открытых ответов, даваемых учеником в свободном форме – как устных, так и письменных; - оценка закрытых или частично закрытых ответов (задания с выбором ответов, задания с коротким свободным ответом); - оценка результатов рефлексии учащихся (листы самоанализа, листы достижений, дневники учащихся и др.) 4.3.5. За задачи, решённые при изучении новой темы, текущая отметка ставится только по желанию ученика. За каждую задачу проверочной /контрольной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз. 4.3.6. Предметные четвертные отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). Итоговая оценка за ступень начальной школы выставляется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем «Портфеле достижений», и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов. 4.3.7. Оценка предметных результатов ученика начальной школы производится на основе трёх уровней успешности: необходимый/базовый, программный и программный повышенный. Предметные результаты обучающихся, не достигшие базового уровня, характеризуются как ниже необходимого/базового уровня. Все уровни коррелируются с пятибалльной шкалой отметки. Успешность освоения программы первоклассниками характеризуется качественной оценкой в конце учебного года. Успешность освоения учебных программ обучающихся 2 -4 классов определяется по пятибалльной шкале оценивания: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). Пятибалльная шкала в соответствии ФГОС соотносится с 3-мя уровнями успешности (необходимый/базовый, программный и программный повышенный). Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме: Отметка Качество Уровень успешности по 5-ти балльной программный/повышенный программный необходимый/базовый ниже необходимого шкале «5» «4» «3» «2» освоения программы 80-100 % 65-79% 51-64 % меньше 51 % 5. Технология оценивания на ступени основной школы 5.1 Цели оценочной деятельности 5.1.1. Основными направлениями и целями оценочной деятельности на ступени основной школы в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности ГБОУ «СОШ-ДС №1 г. Магас» и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Основная цель диагностики – определить готовность выпускников основной школы к итоговой аттестации в форме ОГЭ. 5.1.2. Личностные результаты обучающихся фиксируются через сформированность личностных универсальных учебных действий, определяемую по трём основным блокам: - сформированность основ гражданской идентичности личности; - готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; - сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. 5.1.3. Метапредметные результаты обучающихся определяются через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: - способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; - способность к сотрудничеству и коммуникации; - способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; - способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; - способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 5.1.4. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов. 5.1.5. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. 5.2. Оценка результатов 5.2.1. На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты. Она формируется на основе: - результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; - оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта; - оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА). - итоговые комплексные работы на межпредметной основе; 5.2.2. В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария службой сопровождения в школы. Оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося, и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся. 5.2.3. Особенности оценки метапредметных результатов на ступени основной школы заключаются в комплексном использовании материалов: - стартовой и финишной диагностики (два раза в год); - текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; - промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе; - текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий; - защиты индивидуального проекта. 5.2.4. Особенности оценки предметных результатов заключаются в использовании уровневого подхода, предполагающего выделение базового уровня достижений. Реальные достижения обучающихся основной школы школы могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. 5.2.5. Оценка предметных результатов ученика основной школы производится на основе трёх уровней успешности: необходимый/базовый, программный и программный повышенный. Предметные результаты обучающихся, не достигшие базового уровня, характеризуются как ниже необходимого/базового уровня. Все уровни коррелируются с пятибалльной шкалой отметки. Успешность освоения программы характеризуется качественной оценкой в конце учебного года. Успешность освоения учебных программ обучающихся 5-9 классов определяется по пятибалльной шкале оценивания: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). Пятибалльная шкала в соответствии с ФГОС соотносится с 3-мя уровнями успешности (необходимый/базовый, программный и программный повышенный). Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме: Отметка Качество Уровень успешности по 5-ти балльной программный/повышенный программный необходимый/базовый ниже необходимого шкале «5» «4» «3» «2» освоения программы 80-100 % 65-79% 51-64 % меньше 51 % 5.2.6. Максимальный, программный и базовый уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интереса к данной предметной области. 5.2.7. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, за исключением профильного направления. Недостижение базового уровня (пониженный или ниже необходимого уровень достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Критерием освоения учебного материала является выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. 5.2.8. Достижения обучающихся основной школы фиксируются в «Портфеле достижений» (Портфолио). Основные разделы «Портфеля достижений»: - показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам); - показатели метапредметных результатов; - показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности). 5.3. Процедуры оценивания 5.3.1. Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. 5.3.2. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов служат результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. 5.3.3. Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. 5.3.4. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные фиксируются и анализируются в «Портфеле достижений» ученика основной школы. 5.3.5. Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования – аттестата об основном общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, с учётом которой осуществляется приём в профильные классы средней школы. В характеристике обучающегося: - отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося; - даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося. 5.3.6. Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов и дневников учащихся на бумажных и электронных носителях. 5.3.7. Оценки (в т.ч. в форме отметок) фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в «Портфеле достижений». 6. Технология оценивания на ступени средней школы 6.1 Цели оценочной деятельности 6.1.1. Основными направлениями и целями оценочной деятельности на ступени средней школы в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений, обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности ГБОУ «СОШ-ДС №1 г. Магас» и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Основная цель диагностики – определить готовность выпускников старшей школы к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. 6.1.2. Основным объектом системы оценки результатов образования на ступени среднего общего образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП. 6.1.3. Конечная цель контрольно-оценочной деятельности выпускников заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования 6.1.4. Личностные результаты выпускников старшей школы определяются на основе полной сформированности: - гражданской идентичности; - социальных компетенций; - навыков самообразования на основе устойчивой учебно-познавательной мотивации; - готовности к выбору дальнейшего профильного образования после окончания школы. 6.1.5. Основным объектом оценки метапредметных результатов выпускников является: - готовность к самостоятельному проектированию; - сформированность коммуникативных компетенций для межличностного общения; - практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности; - овладение стратегией смыслового чтения и работы с информацией для её дальнейшей интерпретации; - адекватное использование цифровых образовательных ресурсов в Интернете для обеспечения потребностей самостоятельной познавательной деятельности; - построение умозаключений и принятие решений на основе критического отношения к получаемой информации. 6.1.6. Оценка предметных результатов на ступени старшей школы представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов. 6.1.7. Оценка предметных результатов ученика средней школы производится на основе трёх уровней успешности: необходимый/базовый, программный и программный повышенный. Предметные результаты обучающихся, не достигшие базового уровня, характеризуются как ниже необходимого/базового уровня. Все уровни коррелируются с пятибалльной шкалой отметки. Успешность освоения программы характеризуется качественной оценкой в конце учебного года. Успешность освоения учебных программ обучающихся 10-11 классов определяется по пятибалльной шкале оценивания: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). Пятибалльная шкала в соответствии с ФГОС соотносится с 3-мя уровнями успешности (необходимый/базовый, программный и программный повышенный). Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме: Отметка Качество Уровень успешности по 5-ти балльной программный/повышенный программный необходимый/базовый ниже необходимого шкале «5» «4» «3» «2» освоения программы 80-100 % 65-79% 51-64 % меньше 51 % 6.2. Оценка результатов 6.2.1. На итоговую оценку на ступени среднего общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты. 6.2.2. Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в 10-11 классах проводится в формах, установленных «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся школы. 6.2.3. Промежуточная аттестация проводится ориентировочно с 10 по 23 мая. На контроль выносится не более трех учебных предметов по решению педагогического совета. Данное решение утверждается директором общеобразовательного учреждения. Аттестационные комиссии, даты аттестации, консультации утверждаются директором школы до 10 мая. В день проводится только одна форма контроля, интервал между ними 2-3 дня. 6.2.4. Годовая отметка по учебному предмету в 10 переводном классе выставляется учителем на основе среднего арифметического между отметками за полугодие и отметкой, полученной учеником по результатам промежуточной аттестации в соответствии с правилами математического округления. 6.2.5. Итоговая аттестация выпускников осуществляется на основе внешней оценки в форме ЕГЭ. 6.3. Процедуры оценивания 6.3.1. Оценка предметных результатов ученика старшей школы производится на основе трёх уровней успешности: максимального, программного и базового. Все уровни коррелируются с пятибалльной шкалой оценки. 6.3.2. При оценке исследовательской работы/реферата, тезисов, докладов или статей экспертные комиссии или рецензенты опираются на следующие общие критерии: - научное и практическое значение результатов работы (научность): 1 - можно использовать в научной работе школьников или учебном процессе; 0 – не заслуживает внимания; - актуальность работы: 1 - имеет практический и теоретический интерес; 0 – не актуальна; - представление работы: 1– ясное понимание цели работы, использование наглядных средств (графиков, диаграмм, схем, рисунков) для решения проблемы исследования; 0 - непонимание цели работы, отсутствует наглядное сопровождение; - культура речи (изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области): 1 – использование известных результатов и научных фактов в работе; 2 Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов; 3 0 – отсутствие указанных параметров. - ответы на вопросы: 1- полный ответ автора на вопросы. (Вопросы задаются в рамках образовательного стандарта и должны быть связаны с обсуждаемой работой); 0 – отсутствие ответа или частичный ответ, не показывающий полноту знаний проблемы исследования. 7. Ведение документации 7.1.1. Итоги промежуточной аттестации учащихся отражаются отдельной графой в классных и электронных журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась. Годовые отметки выставляются в переводных классах по учебным предметам с учётом результатов промежуточной аттестации за текущий учебный год до 25 мая. 7.1.2. Родители (законные представители) ученика должны быть своевременно проинформированы или им должно быть вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках, полученных обучающимся в ходе промежуточной аттестации. 7.1.3. Письменные работы и протоколы устных ответов учеников в ходе промежуточной аттестации хранятся в делах общеобразовательного учреждения в течение одного года. 7.1.4. Отметка ученика за четверть или полугодие, как правило, не может превышать среднюю арифметическую (округленную по законам математики) результатов контрольных, лабораторных, практических и самостоятельных работ, устных ответов, имеющих контрольный характер. Отметка за четверть или полугодие выставляется учителем при наличии не менее 3-х отметок у обучающихся. При наличии у ученика равного количества одинаковых отметок по четвертям предпочтение отдается отметке за последнюю четверть. 7.1.5. Четвертные (полугодовые), годовые отметки выставляются за три дня до начала каникул или начала аттестационного периода. Классные руководители итоги аттестации и решение педагогического совета школы о переводе учащегося обязаны довести до сведения учащихся и их родителей, а в случае неудовлетворительных результатов учебного года или экзаменов - в письменном виде под роспись родителей учащегося с указанием даты ознакомления. 7.2. Ведение документации учителем 7.2.1. Учитель по каждому предмету составляет рабочую программу, включая календарнотематическое планирование на год, которые являются основой планирования его педагогической деятельности. 7.2.2. Классный и электронный журнал являются главным документом учителя и заполняются ежедневно в соответствии с рабочей программой и тематическим планированием. 7.2.3. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются учителем следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу. 7.2.4. Для коррекции своей работы учитель 2 раза в год проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся, учитывая следующие данные: - динамику развития учащихся за учебный период: - уровень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ); - уровень сформированности учебной деятельности учащихся (в сравнении с предыдущим полугодием); - выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению. - сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании рабочей программы, классного и электронного журнала). 7.2.5. При переводе ученика в следующий класс или переходе в другую школу учитель выставляет в личное дело ученика отметки, соответствующие качеству усвоения предмета. 7.3. Ведение документации учащимися 7.3.1. Учащиеся для отслеживания динамики обучения должны иметь специальные тетради – «Мои достижения по (учебный предмет)». В этих тетрадях отражаются тексты и результаты всех тестово-диагностических, текущих проверочных работ, оценочные листы к данным работам. 7.3.2. Для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку, для выполнения домашнего задания используется рабочая тетрадь. Учитель регулярно осуществляет проверку работ в данной тетради. 7.3.3. Портфолио учащихся является формой фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника. Пополняет «Портфолио» и оценивает его материалы ученик. 7.3.4. Основные разделы «Портфолио» отражены в разделах 2-4 (Технология оценивания на каждой ступени обучения) данного Положения. 7.3.5. Для записи домашнего задания и текущей информации обучающийся должен использовать школьный дневник. 7.4. Ведение документации администрацией школы 7.4.1. В своей деятельности администрация школы использует все необходимые материалы учителей, обучающихся и службы сопровождения для создания целостной картины реализации и эффективности обучения в школе. 7.4.2. Все материалы, получаемые от участников учебного процесса, заместитель директора школы классифицирует по классам, по отдельным учащимся. 7.4.3. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей заместитель директора школы проводит педагогический анализ эффективности работы педагогического коллектива. 8. Права и обязанности субъектов образовательного процесса 8.1. Права и обязанности учащихся 8.1.1. Учащиеся имеют право: - на собственную оценку своих достижений и трудностей; - на участие в разработке критериев оценки работы; - на самостоятельный выбор сложности и количество проверочных заданий; - на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни, так же как и на оценку навыковой стороны обучения; - на представление результатов своей деятельности в форме "портфолио" и публичную защиту; - на ошибку и время на ее ликвидацию. 8.1.2. Учащиеся обязаны: - по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе; - овладеть способами оценивания, принятыми в начальной, основной и средней школе; - иметь специальные тетради ("Мои достижени, рабочие тетради) в которых бы отражалась контрольно-оценочная деятельность ученика; - освоить обязательный минимум УУД в соответствии с Федеральным государственным стандартом. 8.2. Права и обязанности учителя 8.2.1. Учитель имеет право: - иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся; оценивать работу учащихся по их запросу и по своему усмотрению. Оценка учащихся должна предшествовать оценке учителя; - оценивать учащихся только относительно его собственных возможностей и достижений; - оценивать деятельность учащихся только после совместно выработанных критериев оценки данной работы. 8.2.2. Учитель обязан: - соблюдать правила оценочной безопасности; - работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся; - оценивать не только навыковую сторону обучения, но также творчество и инициативу во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания; - вести учет продвижения учащихся в классном и электронном журнале в освоении УУД; - доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся за полугодие и учебный год. 8.3. Права и обязанности родителей: 8.3.1. Родитель имеет право: - знать о принципах и способах оценивания в данной школе; - на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка; - на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка. 8.3.2. Родитель обязан: - знать основные моменты данного Положения; - информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях; - посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей. 9. Ответственность сторон 9.1. Администрация школы управляет процессом контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса на основании данного Положения. 9.2. В период подготовки к промежуточной аттестации учащихся администрация школы: - организует обсуждение на педагогическом совете вопросов о порядке и формах проведения промежуточной аттестации обучающихся, системе оценивания по ее результатам; - доводит до сведения всех участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым организуется промежуточная аттестация обучающихся, а также формы ее проведения; - организует необходимую консультативную помощь ученикам при их подготовке к промежуточной аттестации. 9.3. После завершения промежуточной аттестации администрация школы организует обсуждение ее итогов на заседаниях методических объединений и педагогического совета. 9.4. Школа обязана: - обеспечить обучающемуся получение бесплатного общего образования на ступенях: начального, основного и среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС; - обеспечить обучающемуся организацию образовательного процесса в соответствии с Образовательной программой Школы, регулируемой учебным планом, годовым календарным режимом работы и расписанием занятий; - осуществлять текущий, промежуточный и итоговый контроль за результатами освоения обучающимися образовательной программы и в доступной форме информировать о результатах родителей и обучающегося; - обеспечить бесплатный доступ к библиотечным и информационным ресурсам школы и иных локальных актов школы, регламентирующих его деятельность; - обеспечить участие обучающегося в государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения программы основного и среднего (полного) общего образования в форме и в сроки, предусмотренные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чеченской Республики. 9.5. Родители обучающихся обязаны: - обеспечить условия для освоения детьми Образовательной программы, действующей в школы; - обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения; - обеспечить подготовку учащимися домашних заданий. Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала, за ликвидацию неуспеваемости возлагается на родителей (законных представителей) ученика.