1.Общие положения Положение о методической работе в школе разработано на основе Закона РФ «Об образовании», Концепции ФГОС НОО, ООО, Единого квалификационного справочника работников образования, Устава школы, должностных инструкций педагогических работников, на основе изучения и диагностирования запросов педагогов школы в области повышения квалификации по наиболее актуальным проблемам развития образования. Положение о методической работе в школе определяет цели, задачи, формы организации методической работы школы, способы получения информации о современных научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и методических способах организации образовательного процесса, способствует изучению, обобщению и распространению педагогического опыта. 2. Цели и задачи методической работы 1.1. Целью методической работы в школе является повышение уровня профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогических работников школы. 1.2. Задачи методической работы в школе: создание комфортной среды на основе индивидуальной работы с обучающимся; создание такой образовательной среды, где был бы максимально реализован потенциал и учащегося и педагогического коллектива. Создание внутренней системы повышения уровня профессиональной компетентности и мастерства педагогических работников школы; создание условий для освоения педагогическими работниками школы новых положений педагогической науки, педагогической психологии, методики преподавания предметов; изучение и внедрение в школьную практику передового педагогического опыта; формирование у педагогических работников школы потребности в профессиональном развитии и совершенствовании; формирование и совершенствование у педагогических работников школы информационной и коммуникативной компетентности; оказание педагогическим работникам школы квалифицированной методической помощи в работе; повышение качества преподавания учебных предметов и проведения учебных занятий на основе систематического планового посещения уроков и их анализа. 1.3. Методическая работа – система, направленная на формирование развивающей профессиональной среды учителя, состоящая из частей: сотрудничество (методический совет, методические объединения, творческие группы); обучение; поле достижений; профессиональная деятельность; роль учителя; 1.4. В образовательной организации пять МО учителей предметников, сформированных в соответствии с “Положением о методических объединениях”: МО учителей начального обучения; МО учителей гуманитарного цикла; МО классных руководителей; МО учителей математики и информатики; МО учителей естественного цикла. 2. Организация методической работы в школе 2.1. Структура методической службы: Методический совет Методические объединения Предметные МО Творческие группы педагогов МО классных руководителей Проблемные группы Педагогический совет Проектные группы Творческие лаборатории Работа в рамках единой методической темы 2.1.Формы методической работы, направленные на повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников образовательной организации: Курсовая подготовка (в том числе, дистанционно); Проблемные педагогические советы; Авторские лекции и семинары; Обучающие семинары; Теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы); Школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий); Участие в работе сетевых сообществ Интернета; Мастер-классы; Самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме; Наставничество; Индивидуальная методическая помощь; Выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных программ и др.); Опытно-экспериментальная работа; Диагностика затруднений. Формы методической работы, направленные на обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности: Научно-практические конференции; Предметные недели, Заседания методических объединений; 2 Групповые консультации; Практические семинары по направлениям деятельности образовательного учреждения; Фестивали (например, педагогических технологий); Открытые уроки; Мастер-классы; Творческие отчёты; Презентация авторских разработок (авторских, адаптированных программ, элективных курсов); Публикация авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др.; Печатные издания школы, в том числе на электронных носителях. Формы информационно-методической работы: Формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно- методической литературы; Обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями; Создание банков программ, авторских разработок; Создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов Разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов педагогической и управленческой деятельности по различным направлениям; организации научнометодической и ОЭР; Работа в сети Интернет (использование ресурса интернет как источника информации по определённой теме, переписка, получение информации о конкурсах, конференциях, семинарах, курсовой подготовке и др.); Размещение информации о деятельности методической службы на школьном сайте; Освещение деятельности педагогов в СМИ. 3. Содержание методической работы школы 3.1. Основными участниками методической работы школы являются: учителя-предметники, классные руководители, воспитатели, методисты, педагоги-тьюторы, библиотекарь, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, руководители предметных МО, профессиональные сообщества педагогов; администрация школы (директор, заместители директора). 4. Права и обязанности участников методической работы 4.1. Реализация прав участников методической работы школы осуществляется через их профессиональные компетенции. В рамках компетенций: 4.1.1. Учителя-предметники, методисты, воспитатели, классные руководители, педагоги дополнительного образования: участвуют в работе МО и других школьных профессиональных сообществ; 3 обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег; разрабатывают методические программы, технологии, приемы и способы работы с учащимися; работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на МО и допущены к использованию решением Педагогического совета школы); составляют индивидуальные планы самообразования, в котором отражают основные направления и содержание работы в области самообразования в соответствии с выбранной методической темой; работают над самостоятельно выбранной методической темой и общешкольной методической темой; определяют период работы над методической темой; анализируют собственную педагогическую деятельность по итогам года, выявляя основные противоречия и проблемы, на основе которых формулируют цели и задачи работы на следующий период; для повышения профессиональных компетенций определяют тему самообразования; получают методические консультации, экспертные заключения от методического объединения; систематически проходят обучение через курсовую систему повышения квалификации; участвуют в работе структур методической службы; принимают участие в различных формах методической работы; принимают участия в профессиональных методических конкурсах; предлагают руководителям методических объединений, творческих групп, администрации тематику инновационной, экспериментальной работы; участвуют в инновационной, экспериментальной работе; публикуют свои методические разработки в информационном пространстве, на сайте школы, в печатных изданиях; 4.1.2. Руководители методических объединений: организуют, планируют, руководят, анализируют, контролируют деятельность МО; обеспечивают эффективную работу участников методической работы, дают поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической деятельности и контролируют их деятельность; руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и воспитания в методических объединениях и творческих групп; готовят методические рекомендации для педагогов школы; анализируют деятельность МО, готовят проекты решений для педсоветов, аналитические отчёты по итогам работы в соответствии с планом внутреннего контроля; участвуют в деятельности школьных экспертных групп в ходе аттестации педагогов школы, участвуют в экспертной оценке деятельности учителей в ходе аттестации; составляют перспективный план повышения квалификации членов возглавляемых объединений, групп; 4 организуют деятельность по обобщению и распространению лучшего педагогического опыта и достижений педагогической науки; оказывают содействие администрации образовательной организации в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний и др. форм методической работы; предлагают администрации тематику инновационной, экспериментальной работы; инициирует проведение методических мероприятий; представляют методический опыт коллег для публикации, для участия в профессиональных конкурсах, тиражирования, материального поощрения; 4.1.3. Администрация образовательной организации: определяет содержание методической работы школы в соответствии с выбранной единой методической темой школы; определяет и формулирует стратегическую линию развития методической работы лицея в локальных актах; разрабатывает программы, планы методической, инновационной, экспериментальной работы; координирует деятельность различных методических объединений; инициирует и организует проведение методической деятельности педагогического коллектива как в рамках традиционных форм методической работы, так и в новых формах; контролирует эффективность деятельности методических объединений; проводит аналитические исследования в области методической работы коллектива школы; заключает договорные отношения с образовательными учреждениями профессионального образования, с научными и исследовательскими институтами системы образования и науки для развития методической работы школы; составляет рейтинг деятельности предметных МО, отдельных педагогов; материально поощряет и стимулирует работу лучших педагогов и педагогического коллектива в целом. 4.2. Обязанности участников методической работы 4.2.1. Учителя-предметники, методисты, воспитатели и классные руководители, педагоги дополнительного образования обязаны: профессионально развиваться и совершенствоваться в соответствии с тенденциями современного инновационного развития России; проводить открытые уроки, внеклассные мероприятия (не менее одного раза в год) в соответствии с единой методической темой школы, в соответствии с личной методической темой; систематически посещать заседания МО; стремиться к активному участию в деятельности профессиональных сообществ; участвовать в методической деятельности педагогического коллектива как в рамках традиционных форм методической работы, так и в новых формах; участвовать в обсуждении решений методического объединения; анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения; оказывать содействие администрации школы и руководителям МО в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний и т.д.; 5 соблюдать исполнительскую дисциплину при работе в методическом объединении; пополнять методическую копилку школы: публиковать в информационном пространстве и представлять для публикации на сайте школы (1 раз в год) методические материалы по результатам работы над методической темой; успешно завершать обучение на курсах профессиональной переподготовки, на курсах повышения квалификации в соответствии с приказом директора школы; отчитываться (ежегодно) о результатах работы над методической темой, темой самообразования представлять администрации 2 раза в год самоанализы педагогического развития; посещать открытые уроки, мастер-классы и другие формы корпоративного обучения, соответствующие единой методической теме школы; соблюдать профессиональную этику при участии в различных формах методической работы; 4.2.2. Руководители методических объединений и творческих групп обязаны: стимулировать самообразование педагогов; организовывать деятельность педагогов в различных формах: индивидуальных, групповых и т.д.; разрабатывать планы работы и графики проведения открытых уроков участников МО; анализировать деятельность МО, творческих групп; проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей, новшеств, методик, технологий, программ обучения; выявлять передовой опыт работы педагогов и участвовать в его обобщении и тиражировании. 4.2.3. Администрация обязана: создавать благоприятные условия для работы МО, обеспечивая их работу необходимым для этого материальными и кадровыми ресурсами; оказывать всестороннюю помощь руководителям МО в организации работы их объединений; использовать эффективные формы стимулирования деятельности руководителей МО, педагогов, отличившихся в методической работе, изыскивать возможности (материальные и временные) для организации курсовой переподготовки работников школы в соответствии с перспективным планом повышения их квалификации. 5. Документация 5.1. Методическая работа в школе оформляется (фиксируется) документально в форме: протоколов заседаний методических советов и МО; годового плана методической, инновационной, экспериментальной работы школы и планов работы МО, которые составляются соответственно заместителями директора и руководителями МО; конспектов и разработок лучших методических мероприятий школы; аналитических отчётов о результатах методической работы замдиректора, методиста, руководителей МО по итогам года; аналитических отчётов классных руководителей и учителей – предметников по итогам года; 6 рефлексивных портфолио педагогических работников, претендующих на ежегодную стимулирующую доплату к заработной плате; материалы сайта лицея в разделе «Методическая работа»; материалов по обобщению положительного опыта работы педагогических работников школы (методические пособия, конспекты учебных занятий, аттестационные портфолио и пр.). 7