Положение об органзиции методической работы

1.Общие положения
Положение о методической работе в школе разработано на основе Закона РФ
«Об образовании», Концепции ФГОС НОО, ООО, Единого квалификационного
справочника работников образования, Устава школы, должностных инструкций
педагогических работников, на основе изучения и диагностирования запросов
педагогов школы в области повышения квалификации по наиболее актуальным
проблемам развития образования.
Положение о методической работе в школе определяет цели, задачи, формы
организации методической работы школы, способы получения информации о
современных научно-педагогических концепциях, педагогических идеях и
методических способах организации образовательного процесса, способствует
изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
2. Цели и задачи методической работы
1.1. Целью методической работы в школе является повышение уровня
профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогических
работников школы.
1.2. Задачи методической работы в школе:
 создание комфортной среды на основе индивидуальной работы с обучающимся;
 создание такой образовательной среды, где был бы максимально реализован
потенциал и учащегося и педагогического коллектива.
 Создание внутренней системы повышения уровня профессиональной
компетентности и мастерства педагогических работников школы;
 создание условий для освоения педагогическими работниками школы новых
положений педагогической науки, педагогической психологии, методики
преподавания предметов;
 изучение и внедрение в школьную практику передового педагогического опыта;
 формирование у педагогических работников школы потребности в
профессиональном развитии и совершенствовании;
 формирование и совершенствование у педагогических работников школы
информационной и коммуникативной компетентности;
 оказание педагогическим работникам школы квалифицированной методической
помощи в работе;
 повышение качества преподавания учебных предметов и проведения учебных
занятий на основе систематического планового посещения уроков и их анализа.
1.3. Методическая работа – система, направленная на формирование развивающей
профессиональной среды учителя, состоящая из частей:

сотрудничество (методический совет, методические объединения, творческие
группы);

обучение;

поле достижений;

профессиональная деятельность;

роль учителя;
1.4. В образовательной организации пять МО учителей предметников,
сформированных в соответствии с “Положением о методических объединениях”:

МО учителей начального обучения;






МО учителей гуманитарного цикла;
МО классных руководителей;
МО учителей математики и информатики;
МО учителей естественного цикла.
2. Организация методической работы в школе

2.1. Структура методической службы:
Методический совет
Методические объединения
Предметные МО

Творческие группы педагогов

МО классных
руководителей

Проблемные
группы

Педагогический
совет

Проектные
группы
Творческие
лаборатории

Работа в рамках единой методической темы

2.1.Формы методической работы, направленные на повышения квалификации и
профессионального мастерства педагогических работников образовательной
организации:
Курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);
Проблемные педагогические советы;
Авторские лекции и семинары;
Обучающие семинары;
Теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках
деятельности структурных подразделений методической службы);

Школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации
учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам
организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий);

Участие в работе сетевых сообществ Интернета;

Мастер-классы;

Самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической
теме;

Наставничество;

Индивидуальная методическая помощь;

Выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных
программ и др.);

Опытно-экспериментальная работа;

Диагностика затруднений.






Формы методической работы, направленные на обобщение, представление и
распространение опыта инновационной деятельности:




Научно-практические конференции;
Предметные недели,
Заседания методических объединений;
2

Групповые консультации;
Практические семинары по направлениям деятельности образовательного
учреждения;

Фестивали (например, педагогических технологий);

Открытые уроки;

Мастер-классы;

Творческие отчёты;

Презентация авторских разработок (авторских, адаптированных программ,
элективных курсов);

Публикация авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков,
сценариев мероприятий и др.;

Печатные издания школы, в том числе на электронных носителях.



Формы информационно-методической работы:
Формирование библиотечного фонда программно-методических материалов,
научно- методической литературы;

Обеспечение периодическими научно-методическими и специальными
изданиями;

Создание банков программ, авторских разработок;

Создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных
ресурсов

Разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов педагогической и
управленческой деятельности по различным направлениям; организации научнометодической и ОЭР;

Работа в сети Интернет (использование ресурса интернет как источника
информации по определённой теме, переписка, получение информации о конкурсах,
конференциях, семинарах, курсовой подготовке и др.);

Размещение информации о деятельности методической службы на школьном
сайте; Освещение деятельности педагогов в СМИ.


3. Содержание методической работы школы
3.1. Основными участниками методической работы школы являются:
 учителя-предметники,
 классные руководители,
 воспитатели,
 методисты,
 педагоги-тьюторы,
 библиотекарь,
 педагог-организатор,
 педагоги дополнительного образования,
 руководители предметных МО,
 профессиональные сообщества педагогов;
 администрация школы (директор, заместители директора).
4. Права и обязанности участников методической работы
4.1. Реализация прав участников методической работы школы осуществляется через
их профессиональные компетенции. В рамках компетенций:
4.1.1. Учителя-предметники, методисты, воспитатели, классные руководители,
педагоги дополнительного образования:
 участвуют в работе МО и других школьных профессиональных сообществ;
3

 обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую
деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег;
 разрабатывают методические программы, технологии, приемы и способы работы
с учащимися;
 работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые
обсуждены на МО и допущены к использованию решением Педагогического совета
школы);
 составляют индивидуальные планы самообразования, в котором отражают
основные направления и содержание работы в области самообразования в
соответствии с выбранной методической темой;
 работают над самостоятельно выбранной методической темой и общешкольной
методической темой;
 определяют период работы над методической темой;
 анализируют собственную педагогическую деятельность по итогам года,
выявляя основные противоречия и проблемы, на основе которых формулируют цели
и задачи работы на следующий период;
 для
повышения
профессиональных
компетенций
определяют
тему
самообразования;
 получают
методические
консультации,
экспертные
заключения
от
методического объединения;
 систематически проходят обучение через курсовую систему повышения
квалификации;
 участвуют в работе структур методической службы;
 принимают участие в различных формах методической работы;
 принимают участия в профессиональных методических конкурсах;
 предлагают руководителям методических объединений, творческих групп,
администрации тематику инновационной, экспериментальной работы;
 участвуют в инновационной, экспериментальной работе;
 публикуют свои методические разработки в информационном пространстве, на
сайте школы, в печатных изданиях;
4.1.2. Руководители методических объединений:
 организуют, планируют, руководят, анализируют, контролируют деятельность
МО;
 обеспечивают эффективную работу участников методической работы, дают
поручения, распределяют обязанности и функции среди участников методической
деятельности и контролируют их деятельность;
 руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и
ведут консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и
воспитания в методических объединениях и творческих групп;
 готовят методические рекомендации для педагогов школы;
 анализируют деятельность МО, готовят проекты решений для педсоветов,
аналитические отчёты по итогам работы в соответствии с планом внутреннего
контроля;
 участвуют в деятельности школьных экспертных групп в ходе аттестации
педагогов школы, участвуют в экспертной оценке деятельности учителей в ходе
аттестации;
 составляют перспективный план повышения квалификации членов
возглавляемых объединений, групп;
4

 организуют деятельность по обобщению и распространению лучшего
педагогического опыта и достижений педагогической науки;
 оказывают содействие администрации образовательной
организации в
подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов,
совещаний и др. форм методической работы;
 предлагают администрации тематику инновационной, экспериментальной
работы;
 инициирует проведение методических мероприятий;
 представляют методический опыт коллег для публикации, для участия в
профессиональных конкурсах, тиражирования, материального поощрения;
4.1.3. Администрация образовательной организации:
 определяет содержание методической работы школы в соответствии с
выбранной единой методической темой школы;
 определяет и формулирует стратегическую линию развития методической
работы лицея в локальных актах;
 разрабатывает
программы,
планы
методической,
инновационной,
экспериментальной работы;
 координирует деятельность различных методических объединений;
 инициирует
и
организует
проведение
методической
деятельности
педагогического коллектива как в рамках традиционных форм методической
работы, так и в новых формах;
 контролирует эффективность деятельности методических объединений;
 проводит аналитические исследования в области методической работы
коллектива школы;
 заключает договорные отношения с образовательными учреждениями
профессионального образования, с научными и исследовательскими институтами
системы образования и науки для развития методической работы школы;
 составляет рейтинг деятельности предметных МО, отдельных педагогов;
 материально поощряет и стимулирует работу лучших педагогов и
педагогического коллектива в целом.
4.2. Обязанности участников методической работы
4.2.1. Учителя-предметники, методисты, воспитатели и классные руководители,
педагоги дополнительного образования обязаны:
 профессионально развиваться и совершенствоваться в соответствии с
тенденциями современного инновационного развития России;
 проводить открытые уроки, внеклассные мероприятия (не менее одного раза в
год) в соответствии с единой методической темой школы, в соответствии с личной
методической темой;
 систематически посещать заседания МО;
 стремиться к активному участию в деятельности профессиональных сообществ;
 участвовать в методической деятельности педагогического коллектива как в
рамках традиционных форм методической работы, так и в новых формах;
 участвовать в обсуждении решений методического объединения;
 анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические
достижения;
 оказывать содействие администрации школы и руководителям МО в подготовке
методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний и т.д.;
5

 соблюдать исполнительскую дисциплину при работе в методическом
объединении;
 пополнять методическую копилку школы: публиковать в информационном
пространстве и представлять для публикации на сайте школы (1 раз в год)
методические материалы по результатам работы над методической темой;
 успешно завершать обучение на курсах профессиональной переподготовки, на
курсах повышения квалификации в соответствии с приказом директора школы;
 отчитываться (ежегодно) о результатах работы над методической темой, темой
самообразования
 представлять администрации 2 раза в год самоанализы педагогического
развития;
 посещать открытые уроки, мастер-классы и другие формы корпоративного
обучения, соответствующие единой методической теме школы;
 соблюдать профессиональную этику при участии в различных формах
методической работы;
4.2.2. Руководители методических объединений и творческих групп обязаны:
 стимулировать самообразование педагогов;
 организовывать деятельность педагогов в различных формах: индивидуальных,
групповых и т.д.;
 разрабатывать планы работы и графики проведения открытых уроков
участников МО;
 анализировать деятельность МО, творческих групп;
 проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей,
новшеств, методик, технологий, программ обучения;
 выявлять передовой опыт работы педагогов и участвовать в его обобщении и
тиражировании.
4.2.3. Администрация обязана:
создавать благоприятные условия для работы МО, обеспечивая их работу
необходимым для этого материальными и кадровыми ресурсами;
 оказывать всестороннюю помощь руководителям МО в организации работы их
объединений;
 использовать эффективные формы стимулирования деятельности руководителей
МО, педагогов, отличившихся в методической работе,
 изыскивать возможности (материальные и временные) для организации
курсовой переподготовки работников школы в соответствии с перспективным
планом повышения их квалификации.


5. Документация
5.1. Методическая работа в школе оформляется (фиксируется) документально в форме:
 протоколов заседаний методических советов и МО;
 годового плана методической, инновационной, экспериментальной работы
школы и планов работы МО, которые составляются соответственно заместителями
директора и руководителями МО;
 конспектов и разработок лучших методических мероприятий школы;
 аналитических отчётов о результатах методической работы замдиректора,
методиста, руководителей МО по итогам года;
 аналитических отчётов классных руководителей и учителей – предметников по
итогам года;
6

 рефлексивных портфолио педагогических работников, претендующих на
ежегодную стимулирующую доплату к заработной плате;
 материалы сайта лицея в разделе «Методическая работа»;
 материалов по обобщению положительного опыта работы педагогических
работников школы (методические пособия, конспекты учебных занятий,
аттестационные портфолио и пр.).

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.05.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8734)-55-43-53

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».