показаниями; обстоятельствами чрезвычайного, непредвиденного характера; по согласованию с педагогическим работником на основании личного мотивированного обращения учащегося, письменного заявления родителей (законных представителей), документов из других учреждений и организаций; с разрешения руководителя образовательного учреждения. 2.11.Опоздание, пропуск, непосещение учебного занятия (дня, недели) без уважительной причины – отсутствие в течение выше названного учебного времени в связи с обстоятельствами или основаниями, не попадающими под п. 2.10 настоящего Положения. 3. Организация учёта посещаемости учебных занятий. 3.1. Учёт посещаемости учебных занятий ведётся на уровне каждого обучающегося (воспитанника), на уровне класса (дошкольной группы), на уровне образовательного учреждения. 3.2. Учёт посещаемости на уровне каждого обучающегося (персональный учёт) осуществляется на всех учебных занятиях посредством фиксирования в классном журнале допущенных учащимися опозданий, пропусков и непосещений. 3.3. Учёт посещаемости на уровне класса осуществляется ежедневно и заключается в следующем: 1) фиксирование всех допущенных учащимися в течение учебного дня опозданий и нарушений дисциплины в «Журнале учёта посещаемости, опозданий и замечаний», (Приложение 1) хранящемся в классном журнале; 2) фиксирование всех допущенных учащимися в течение учебного дня пропусков, непосещений посредством фиксирования в «Сводной ведомости посещаемости» классного журнала; 3) установлении их причин и осуществлении мер по устранению условий, препятствующих получению образования. 3.4. Учёт на уровне образовательного учреждения осуществляется еженедельно и заключается в следующем: 1) заполнение журнала учёта посещаемости учебных занятий в кабинете заместителя директора школы, 2) обработки статистических сведений, 3) организации профилактических мероприятий по обеспечению обязательности получения общего образования всеми обучающимися: 4) по завершении первого учебного дня после каникул готовится персонифицированная информация об учащихся, не приступивших к учёбе по уважительной причине и без уважительной причины по форме 1 (Приложение 2), 5) ежедневно в течение недели после каникул готовится статистическая информация об изменениях в количестве выше названных категорий учащихся; 6) по окончании каждой учебной недели обобщаются статистические сведения о количестве обучающихся в образовательном учреждении, о числе систематически опаздывающих, пропускающих учебные занятия по болезни, не приступивших к учёбе, не посещающих образовательное учреждение и пропускающих половину и более учебных занятий без уважительной причины; 7) на основе выше названных сведений составляются карты персонифицированного учёта несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, определяются меры по устранению причин и условий, способствующих снижению мотивации к учёбе и пропускам занятий, разрабатываются и реализуются индивидуальные программы социальнопедагогической работы с учащимися, уклоняющимися от учебных занятий; 8) по окончании каждой четверти в течение всего учебного года обобщаются сведения об учащихся, не приступивших к учёбе, не посещающих образовательное учреждение и пропускающих половину и более учебных занятий без уважительной причины, оценивается эффективность профилактических мероприятий, уточняются соответствующая база данных и планы индивидуальной работы с выше названными учащимися. 1 4. Ответственность за ведение учёта и предоставление сведений о посещаемости учебных занятий. 4.1. Ответственными за ведение персонального учёта посещаемости учебных занятий на уровне каждого обучающегося (персональный учёт) являются преподаватели, ведущие урок в классе. 4.2. Ответственными за ведение персонального учёта посещаемости учебных занятий на уровне класса и заполнение классного журнала учёта по школе являются классные руководители. 4.3. Ответственными за сбор персонифицированной информации об учащихся, не приступивших к учёбе по уважительной причине и без уважительной причины является социальный педагог. 4.4. Ответственным за ведение персонального учёта посещаемости учебных занятий на уровне школы является заместитель директора по воспитательной работе. Учителям-предметникам: · запрещается удалять с уроков учащихся школы. · фиксирование всех допущенных учащимися в течение учебного дня опозданий в «Журнале учета посещаемости; Классным руководителям необходимо: · Ежедневно контролировать посещаемость учениками учебных занятий в закрепленных за ними классах и фиксировать отсутствующих в «Сводной ведомости посещаемости» классного журнала. · Незамедлительно ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день. · Требовать от учащихся, пропустивших занятия, справку или другой документ, подтверждающий уважительную причину пропуска уроков (по болезни или др.) · Проводить индивидуальные беседы с учащимися, пропустившими занятия без уважительной причины, а также с их родителями. · Поддерживать тесную связь с учителями-предметниками для получения информации о посещаемости учащихся. · Приглашать в школу для индивидуальной беседы родителей учащихся, пропускающих учебные занятия без уважительной причины. · В конце месяца классные руководители доводят информацию о посещаемости за месяц и проведенных профилактических мероприятиях до заместителя директора по ВР, сообщают о принятых мерах по профилактике безнадзорности. Дежурный учитель - ежедневно отмечает сведения об отсутствующих в книге учета посещаемости; - доводит сведения до заместителя директора по ВР, дежурного администратора. Заместитель директора по ВР - отслеживает информацию за каждый месяц и контролирует принятые меры к обучающимся, пропустившим занятия без уважительных причин; - контролирует посещаемость обучающихся, состоящих на ВШУ; - поддерживает связь с ПДН, членами родительского комитета, классными руководителями по вопросам пропусков занятий отдельными обучающимися. Вопросы посещаемости обсуждаются на совещаниях при директоре, педагогических советах, родительском комитете, родительских собраниях, где принимаются решения о постановке на ВШУ и в ПДН обучающихся, систематически пропускающих школу без уважительных причин. Родителям учащихся необходимо: - Своевременно информировать классного руководителя об отсутствии ученика на занятиях с указанием причины отсутствия. - Строго контролировать посещение учебных занятий своими детьми. 2 - Поддерживать тесную связь с классным руководителем, учителями-предметниками. - В целях обеспечения безопасности жизни детей родителям необходимо сопровождать детей в школу и из школы. Учащихся необходимо: -предъявлять документы, объясняющие причины отсутствия на учебных занятиях; - участвовать лично или через родителей (законных представителей) в рассмотрении вопросов посещаемости и пропусков занятий. 4.5. При обнаружении пропусков уроков учащимися без уважительной причины необходимо: Классному руководителю: - Связаться с родителями в день выявления пропуска для выяснения причин по контактному телефону и поставить их в известность об отсутствии ребенка в школе. - Ежедневно контролировать посещаемость учениками учебных занятий в закрепленных за ними классах и фиксировать отсутствующих в «Сводной ведомости посещаемости» классного журнала. - Незамедлительно ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день. - Проводить индивидуальные беседы с учащимися, пропустившими занятия без уважительной причины, а также с их родителями. - Вызвать родителей в школу в случае повторения пропусков без уважительных причин после звонка родителям. - Оформить беседу с родителями в форме протокола (приложение №1). Если родители должным образом не отреагировали на информацию о прогулах, а учащийся продолжает пропускать занятия, классный руководитель должен посетить ученика на дому. Посещение поможет выяснить условия проживания его в семье, отношение к нему родителей (законных представителей) и причину отсутствия в школе, а также определить, не оказался ли ребенок (его семья) в социально опасном положении и какие надлежит принять меры. Посещение на дому следует оформить актом. Если известно, что родители злоупотребляют алкогольными напитками, наркотиками, склонны к асоциальному поведению, следует пригласить для посещения такой семьи сотрудника комиссии по делам несовершеннолетних или инспектора по делам несовершеннолетних, представителя полиции. Сообщить при неявке родителей по вызову о ситуации заместителю директора по ВР в форме служебной записки (приложение № 2) В случае, когда работа с ребенком и родителями не дали должных результатов, и несовершеннолетний без уважительных причин продолжает не посещать занятия, обучающего следует поставить на внутришкольный учет для проведения с ним индивидуальной профилактической работы и осуществления более жесткого контроля. В случае повторения пропусков занятий без уважительной причины после принятых вышеуказанных мер классный руководитель готовит пакет документов: характеристика на учащегося, список принимаемых мер по устранению пропусков, акты посещения семьи на Совет общественности. Заместитель директора по ВР после обращения классного руководителя обязан: - Вызвать родителей ученика на беседу (по телефону или письменно) и провести соответствующую беседу, разъяснив последствия непосещения занятий; - Оформить результаты собеседования протоколом и довести его содержание до родителей под роспись (приложение № 3). - В случае повторения пропусков занятий без уважительной причины оформить служебную записку на имя директора школы (приложение № 4). Директору. Директор после обращения заместителя директора принимает решение об оформлении пакетов документов в соответствующие органы (инспекцию по делам несовершеннолетних, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеку, прокуратуру). 3 К родителям применяются следующие меры: · Сообщение о невыполнении ими обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних. · Администрация школы при необходимости может выходить с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о приглашении родителей на заседание Совета общественности из-за ненадлежащего исполнения ими ст. 5.35 КоАП РФ (Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних) и невыполнению Закона РФ «Об образовании». 5. Оформление и предоставление сведений о посещаемости учебных занятий 5.1. Системность и преемственность ведения учёта посещаемости учебных занятий обеспечивается совокупностью документов, баз данных и форм отчётности. 1) классный журнал 2) журнал учёта опозданий и замечаний; 5.2. На уровне школы данная совокупность представляет собой: 1) базы данных: об учащихся, не приступивших к учёбе, не посещающих образовательное учреждение и пропускающих половину и более учебных занятий без уважительной причины, систематически опаздывающих и пропускающих учебные занятия по болезни; 2) журнал учёта посещаемости учебных занятий. 5.3. Все выше названные документы, базы данных и формы отчётности выполняют специальные функции, отличаются способами размещения информации и имеют свои сроки представления. 5.4. Классные журналы используются для фиксирования допущенных учащимися опозданий, пропусков, непосещений и содержат сведения для занесения в электронный журнал учёта посещаемости учебных занятий образовательного учреждения. 5.5. Журнал учёта посещаемости является основанием для анализа состояния организационных и психолого-педагогических условий образовательного процесса, средством контроля над получением общего образования каждым обучающимся, служит для выявления учащихся, оказавшихся в социально-опасном положении, и содержит сведения для занесения в журнал учёта посещаемости образовательных учреждений. 5.6. Отметки о нарушении посещаемости учебных занятий заносятся в журнал учёта посещаемости образовательного учреждения по окончании каждой учебной недели в обобщенном виде. 5.7. Обобщённая информация о нарушении посещаемости учебных занятий рассматривается еженедельно на административном совете школы с целью принятия оперативных решений в отношении учащихся, допускающих нарушения посещаемости учебных занятий. 6. Обязанности и ответственность обучающихся ( статья 43 ФЗ Об Образовании № 273 – ФЗ) 1. Обучающиеся обязаны: 1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; 2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности; 3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; 4 4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися; 5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность. 2. Иные обязанности обучающихся, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии). 3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. 4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. 5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). 6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. 7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей. 8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность. 9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. 10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее 5 чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования. 11. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. 12. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 7. Учащийся имеет право: 1) предъявлять документы, объясняющие причины отсутствия на учебных занятиях; 2) участвовать лично или через родителей (лиц, их заменяющих) в рассмотрении вопросов посещаемости и пропусков занятий; 8. Учащийся обязан: 1) посещать учебные занятия согласно учебному плану и расписанию учебных занятий; 2) выполнить письменную зачётную работу по каждому пропущенному без уважительной причины учебному занятию, включенному в учебный план школы или в индивидуальный учебный план учащегося в срок не более 3 учебных дней после пропущенного занятия. 9. Рекомендации классному руководителю по работе с несовершеннолетними, непосещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в школе 1. Завести тетради – карточки на учащихся, пропускающих школу по неуважительным причинам. 2. Ежедневно вести дневник педагогических наблюдений. Накопительный материал: характеристика ученика, акты обследования семей, сведения о пропусках занятий, нарушении Устава школы и правил поведения учащихся. 3. Систематически вести учет индивидуальных профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних и их семей. 4. Ежедневно следить за посещаемостью занятий учащимися. 5. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день. 6. Каждый месяц заслушивать учащихся, пропускающих занятия по неуважительным причинам на классных собраниях, заседаниях родительского комитета. При необходимости приглашать на Совет профилактики безнадзорности и правонарушений. 7. Организовать работу родительской общественности с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины. 8. Организовать работу самоуправления в классе. Членам комитета дисциплины и порядка поручить индивидуальное шефство за учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины. 9. По итогам четверти предоставить информацию о пропусках уроков обучающихся в школьный банк данных. 10. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах. 11. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка. 12. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, использование общественных поручений. 13. Вовлекать подростков в кружки, секции, контролировать их посещение. 14. Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. 6 Приложение № 1 Протокол собеседования классного руководителя “_____” класса с ___________________________________________________________________________ ф. и. о. родителей (законных представителей) ученика ________________________________________________________________________ Доведено до сведения родителей, что___________________________________________, Ученик(ца) “_____” класса пропустил(а) учебные занятия в количестве _________ учебных часов за период с______ по_______ __________________ без уважительных причин. Родители_____________________________ предупреждены о том, что в случае продолжения непосещения школы администрация ГБОУ «СОШ-ДС №1 г. Магас» оставляет за собой право применения мер административного воздействия в соответствии с законодательством. Дата составления протокола “_____”______________20__ г. Подпись классного руководителя _____________________________ Подпись родителя (законного представителя) _____________________________ Приложение № 2 Заместителю директора по ВР ГБОУ «СОШ-ДС №1 г. Магас ______________________ от «___» _____________ 20 г. классного руководителя “_____” класса служебная записка. Довожу до Вашего сведения, что ученик “_____” класса___________________________ в период с “___” по “___” ____________________ пропустил учебные занятия в количестве __________ часов без уважительной причин. Родители поставлены в известность по телефону “_____” ___________20___ г. На беседу в школу “_____” ______________20___ г. не явились. Прошу принять меры Дата “___”___________20___ г. Подпись _______________ Дата и подпись социального педагога “_____”_____________200___ г. Приложение № 3 7 Протокол собеседования заместителя директора __________________________________ с ____________________________________________________________________ ф. и. о. родителей (законных представителей) ученика Доведено до сведения родителей, что___________________________________________, ученик “_____” класса пропустил учебные занятия в количестве _________ учебных часов за период с______ по_______ __________________ без уважительных причин. Родители__________________________предупреждены о том, что в случае продолжения непосещения школы администрация оставляет за собой право применения мер административного воздействия в соответствии с Законодательством. Дата составления протокола “_____”______________20__ г. Подпись классного руководителя _____________________________ Приложение № 5 Директору СОШ-ДС №1 г. Магас Хашиевой Т.А. заместителя директора служебная записка. Довожу до вашего сведения, что ученик “_____” класса___________________________ в период с “___” по “___” ____________________ в период с “___” по “___” ____________________ в период с “___” по “___” ____________________ пропустил учебные занятия в количестве _________ часов без уважительной причины. В связи с вышеназванной ситуацией проделана следующая работа: - Родители поставлены в известность по телефону классным руководителем “___”___________20___ г. “___”___________20___ г. - Проведены беседы классным руководителем “___”___________20___ г. “___”___________20___ г. “___”___________200__ г. - Мною проведено собеседование с родителями ученика “___”___________20___ г. Несмотря на все принятые меры пропуски уроков без уважительных причин продолжаются, что влечет за собой невыполнение учащимся ___________________ учебного плана, программы и делает невозможным аттестацию по итогам____________________. ( учебный период) Прошу принять меры административного воздействия в соответствии с законодательством. Подпись заместителя директора _____________________________ 8