Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об общеобразовательном учреждении; Уставом школы. 1.2. Настоящее положение распространяется на все ступени образования, в которых предусмотрено проведение открытого урока (открытого занятия). 1.3. Открытый урок (открытое занятие) является формой распространения и пропаганды передового опыта, результатом методической работы учителей и педагогов дополнительного образования, действенным элементом учебного и воспитательного процессов в ГБОУ «СОШ-ДС №1 г. Магас» 1.4. Целью открытого урока (открытого занятия) является показ передовых форм и методов учебно - воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса. 1.5. Задачей учителя, демонстрирующего открытый урок (открытое занятие), является оценка эффективности применяемых технологий, методов, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, создание собственной системы учебно-воспитательной работы. 1.6. Для проведения открытого урока (открытого занятия) может использоваться любой тип и вид учебных занятий по любой форме обучения. 1.7. В начале учебного года составляется график проведения открытых уроков (открытых занятий) в каждом методическом объединении. Методическая часть составляет единый график проведения открытых уроков в ГБОУ «СОШ-ДС №1 г.Магас». Утвержденный график доводится до сведения педагогов школы. 1.9. Основным критерием для оценки эффективности открытого урока (открытого занятия) должны быть качество знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися под руководством педагога. 1.10. Открытые уроки (открытые занятия) для всех педагогов ГБОУ «СОШДС №1 г.Магас» направлены на оказание им помощи в решении задач по совершенствованию учебно - воспитательного процесса. 2. Планирование открытых уроков 2.1. На Методическом совете в конце учебного года проводится анализ взаимопосещений уроков и занятий педагогов методических объединений, определяется опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году. 2.2. На основании обсуждения творческого опыта педагогов членами методического совета составляется план проведения открытых уроков (открытых занятий) с целью обобщения их опыта. 2.3. При составлении плана проведения открытого урока (открытого занятия) целесообразно поручать в первую очередь опытным, творчески работающим педагогам. Могут привлекаться к открытым урокам молодые преподаватели, если у них есть интересные поиски, педагогические находки. 2.4. При планировании открытых уроков (открытых занятий) определяется конкретная методическая цель. 2.5. Выбор темы открытого урока (открытого занятия) предоставляется педагогу, который проводит открытый урок. При прочих равных условиях, преимущество должно быть отдано сложным темам программы, которые важны для осуществления межпредметных связей, метапредметного подхода, развития ключевых компетенций обучающихся, недостаточно освещены в методической литературе, требуют серьезных изменений в методике их изложения. 2.6. При планировании открытых уроков (открытых занятий) следует равномерно распределять их по учебным классам. Нецелесообразно планировать их на сентябрь и первую неделю каникул (адаптационные периоды). 2.7. Рекомендуется планировать один открытый урок (открытое занятие) педагогу в течение одного года, но не ограничивать данными рекомендациями, если педагог проявляет инициативу. 3. Требования к открытому занятию 3.1.Воспитательная направленность открытого урока (открытого занятия) должна обеспечивать единство обучения предмету, воспитания и развития учащихся. 3.2. Научный уровень уроков (занятий) должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач. 3.3. Методическая оптимальность занятия должна определить правильность выбранных педагогических технологий; вида использования наглядности, ТСО; правильное распределение времени на структурные элементы занятия. Применение наиболее эффективных приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели урока (занятия), формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся - являются основными требованиями к открытому уроку (открытому занятию). 3.4. Открытый урок (открытого занятия) должно служить иллюстрацией выводов, к которым пришел педагог в результате педагогического эксперимента, методической работы или на основании многолетнего опыта. 4. Подготовка открытого учебного занятия 4.1. Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями оптимальной методики проведения урока (занятия): анализ содержания учебного материала; анализ особенностей учащихся конкретного класса; выбор форм, методов, средств обучения; краткое описание хода урока (занятия) в соответствии с предъявляемыми требованиями к планированию. 4.2. Начинать подготовку рекомендуется с формулировки методической цели открытого урока (открытого занятия), которую в обязательном порядке следует обсудить с коллегами. 4.3. Выбор темы открытого урока (открытого занятия) делает педагог самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им или усовершенствованные приемы и методы, организацию учебной деятельности учащихся на разных этапах урока (занятия). 4.4. В соответствии с методической целью урока (занятия) педагог выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства. 4.5. При подготовке к открытому уроку (занятию) педагог должен использовать современную информацию, подобрать материалы из периодической, научно - технической и методической литературы, использовать результаты посещения методических конференций, выставок и т.п. 4.6. К открытому уроку (занятию) необходимо составить план с рациональным распределением времени и указаниями учебной деятельности учащихся и деятельности педагога на каждом этапе открытого урока (занятия). 4.7. Материально - техническое оснащение урока (занятия) рекомендуется продумать и подготовить заранее. 4.8. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Следует помнить при этом, что обилие наглядных пособий рассеивает внимание учащихся. 4.9. Объединение педагогов должно оказать необходимую помощь педагогу в подготовке открытого урока (занятия). 4.10 План открытого урока (открытого занятия), методическая документация к нему подробно обсуждается с руководителем объединения, если открытый урок (занятие) проводится для педагогов данного объединения; с заместителем директора по методической работе, если на нем решаются проблемы всего педагогического коллектива. 5. Методическое обеспечение открытого занятия. 5.1. Полный комплект документов, определяющих методическое обеспечение урока (занятия), готовится не позднее, чем за неделю до его проведения. 5.2. В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения. 5.3 Методическая цель открытого урока (занятия) формулируется в соответствии с методической темой педагога. 5.4. Методическая разработка или методические рекомендации к открытому занятию должны отражать вопросы организации и методики учебно воспитательного процесса на уроке (занятии). 5.5 Педагог, готовящий открытый урок (открытое занятие), рассматривает в методической разработке учебно -воспитательный процесс в свете тех педагогических задач, которые положены в основу занятия, чтобы используемые методы и средства воздействия на учащихся способы организации их деятельности помогли другим педагогам критически оценивать всю систему работы и вызвали желание ее усовершенствовать. 5.6. Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого урока (занятия), чтобы все ценное, что получено в процессе его проведения, нашло в ней отражение и могло использоваться другими педагогами. 5.7. Содержание и оформление методической разработки соответствовать требованиям к разработке урока (занятия). должно 6. Проведение открытого занятия. 6.1. За одну неделю до проведения занятия педагог или руководитель методического объединения информирует методическую часть о проведении открытого учебного урока (занятия). 6.2. Открытый урок (открытое занятие) проводится в деловой обстановке. 6.3. Приглашенные входят в класс до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и учащихся. 6.4. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его. 6.5. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, достигает поставленной цели; с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности. 6.6. Результаты наблюдений отражаются в бланке «Лист открытого урока (занятия)». наблюдений 7. Обсуждение и анализ открытого урока (открытого занятия) 7.1. Обсуждение открытого урока (занятия) проводится в день его проведения. 7.2. Организует обсуждение руководитель методического объединения или ответственное за подготовку урока (занятия) лицо. 7.3. Цель обсуждения - оценка правильности постановки цели урока (занятия), целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач. 7.4. При обсуждении урока (занятия) вопросы должны носить конкретный характер: об отдельных приемах работы, о конкретных моментах данного урока (занятия), не уводить обсуждение от поставленной цели. 7.5. Обсуждение следует проводить в следующей последовательности: - педагог, проводивший урок (занятие); - приглашенные учителя; - руководитель методического объединения; - представитель администрации, ответственный за методическую работу; - педагог, проводивший урок (занятие). 7.6. Первое слово предоставляется педагогу, который проводил открытое занятие. Он должен четко раскрыть цели учебного, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические заключения по проведению урока (занятия) и содержанию подобранного материала. Выступление педагога должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы. 7.7. Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, оценить занятие с позиции дидактических принципов, обратить внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность использования наглядных пособий и дидактических материалов. В ходе обсуждения можно отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании урока (занятия), дать рекомендации по совершенствованию системы работы. 7.8. В заключении выступают руководитель методического объединения и представитель администрации. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено присутствующими, дают оценку использованным приемам и методам, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели и делают вывод о целесообразности использования представленного опыта. 7.9. При анализе открытого урока (занятия) все выступающие должны оценить воспитательную роль занятия, его значение. Тон обсуждения должен быть деловой и доброжелательный. Необходим живой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают не только желание критически оценить работу коллеги, но и творчески использовать его опыт в работе. 7.10. После выступления присутствующих слово вновь предоставляется педагогу, проводившему открытый урок (занятие). Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, доказывает свою точку зрения. 7.11. Хорошо организованное обсуждение помогает прийти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам. 8. Внедрение результатов практику. открытого занятия в педагогическую 8.1. Все присутствующие на открытом уроке (занятии) сдают заполненные бланки листов наблюдений занятия в методическую часть. На основе листов наблюдений, обсуждении и анализа открытого учебного занятия подводятся итоги посещения. 8.2. Методическая разработка по открытому учебному уроку (занятию) и анализ выводов и предложений относятся к воплощению передового педагогического опыта. 8.3. Результаты открытого урока (занятия) доводятся до сведения всего педагогического коллектива на педагогическом совете школы. В решении педагогического совета включаются конкретные предложения и рекомендации по использованию опыта. 8.4. Система открытых занятий должна поддерживать все новое, передовое, что рождается в труде педагогического коллектива, способствовать внедрению в практику передовых форм и методов обучения и воспитания учащихся школы.