ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2020-2023 (1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения
школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с
окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги
могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
В центре программы воспитания Государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средней общеобразовательной школы –детский сад №1 г Магас» находится
личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования,
формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира в
целом. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в современном обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС:
- формирование у обучающихся основ российской идентичности;
- готовность обучающихся к саморазвитию;
- мотивацию к познанию и обучению;
- ценностные установки и социально-значимые качества личности;
- активное участие в социально-значимой деятельности.
Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе.
1.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в ГБОУ «СОШ-ДС №1 г Магас» основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:









неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка
при нахождении в образовательной организации;
ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в ГБОУ «СОШ-ДС №1 г Магас» являются
следующие:
-стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;

-важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение, коллективный
анализ их результатов;
-в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
-в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие
школьников, а также их социальная активность;
-педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в
них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
-ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в ГБОУ «СОШ-ДС №1 г Магас»
– личностное развитие школьников, проявляющееся:




в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка
единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи
с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого
ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются
важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие
трем уровням общего образования:
I. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний– знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного
возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе
школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса
нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе
педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.
Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и
накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и дальнейшем, в
подростковом и юношеском возрасте.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой);
- уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для
ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе;
- подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы,
не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания и навыки,
приобретенные в школе и вне ее;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
- стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
- уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в
этом людям;
- уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности,
иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят;
- уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и
действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его
вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных
отношений.

II. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально
значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся
в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного
развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели,
его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании
школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с
особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как
личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции,
собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст
для развития социально значимых отношений школьников.
III. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения
школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего
жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный
практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы
опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению
школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества;
- опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей
цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками
конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное
внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,
позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше
ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее
налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во
взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного
социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных
ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя
и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение
следующих основных задач:










реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так
и на уровне классных сообществ;
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций;
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;






организовывать профориентационную работу со школьниками;
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности;
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную
и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом
профилактики антисоциального поведения школьников.
3.ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных
праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и
значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию
происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть
мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых
педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума.
- проводимые, для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в
деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне:
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
- торжественные посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень
образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и
развивающие школьную идентичность детей.
- капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с
элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и
учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения,
способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы.

- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в
жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной
активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и
воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел,
участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки,
проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками,
с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим
примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса;
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел
с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми
разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с
другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к
личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.

сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей,
включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления,
сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и
вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в
жизни класса.
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за
поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а
также (при необходимости) – со школьным психологом.
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и
дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить.
 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед
с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи.
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на
себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение
 разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной
от учебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о
жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;







создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения
их детей;
привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество.
Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на
раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать
свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на
развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков
самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие
творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного
отношения к физическому труду.

Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:

















установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку
учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.

На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для
облегчения распространения значимой для школьников информации и получения
обратной связи от классных коллективов;
- через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
- через деятельность творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
- через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и
курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных
ситуаций в школе.
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса
лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы
класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел,
штаб работы с младшими ребятами);
- через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через
систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующая на базе школы детско-юношеская организация ЮДП (Юный друг
пограничника) – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование,
созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об
общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении
осуществляется через:


утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность
выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и
т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского
поведения;



организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный
для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим
людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота,
уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.
Такими делами являются: совместная работа с учреждениями социальной сферы
(проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей
этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.);
участие школьников в работе на прилегающей к школе территории саду, уход (работа в
школьном за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;











организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный
для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь
другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как
внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и
слышать других;
клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского
общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе и микрорайоне, празднования знаменательных для членов
объединения событий;
рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых
участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих
у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что
происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики
детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского
объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в
соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения
традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским
объединением дел);
участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может
быть, как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят
масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников.
Модуль 3.7. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого
поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах
создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления
их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию
своего времени, сил, имущества.
Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм
деятельности:
- регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в
классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, в
картинную галерею, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные
занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий,

например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов»,
«оформителей»);
- литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и
родителями школьников в другие города или села для углубленного изучения
биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь
исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны;
- турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей
школьников, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного
туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую
топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений,
конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства
командных биваков, комбинированную эстафету;
3.8. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и
консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб
школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника
к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение,
позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника
к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях и вузах;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение
онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер
классах, посещение открытых уроков;
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по
вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей
детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов
дополнительного образования.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной

культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и
форм деятельности:




разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение через школьный
сайт наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных
ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
участие школьников в конкурсах школьных медиа.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него
чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов,
лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить
хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и
внеучебные занятия;
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля,
знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов
об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах,
интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование спортивных и
игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных
категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное
пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе
со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний, конференций и т.п.);
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики
(гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой
как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных
дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
- регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству
различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений,
закладке газонов);

- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической
среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее
традициях, правилах.
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными
представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм:
На групповом уровне:
Общешкольный родительский комитет и Управляющий совет школы, участвующие в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
социализации их детей;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а
также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным
самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
школьного воспитания и последующего их решения. Он осуществляется ежегодно силами
самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по
самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних
экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам,
реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и
саморазвития детей.
Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
-Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными
руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с
последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения
информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является
педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:




какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось
решить за минувший учебный год;
какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому
коллективу.
-Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо
знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии
организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со
школьниками их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при
необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании
методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
-качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и
проект направленных на это управленческих решений.

КАЛЕНДАРЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ, ПРИУРОЧЕННЫХ К
ГОСУДАРСТВЕННЫМ И НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКАМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ПАМЯТНЫМ ДАТАМ И СОБЫТИЯМ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
И КУЛЬТУРЫ, 2020/21 УЧЕБНЫЙ ГОД
Дата
Образовательное событие
В течение
года
Проведение в Российской Федерации Года памяти и славы (2020)
Сентябрь

1
2-8
3
3
8
27
Октябрь
2
2
4
5
16

День знаний
Неделя безопасности
День солидарности в борьбе с терроризмом
День окончания Второй мировой войны
Международный день распространения грамотности
День работника дошкольного образования

День гражданской обороны
День профессионально-технического образования
Всемирный день защиты животных
Международный день учителя
Всероссийский урок "Экология и энергосбережение"врамкахВсероссийскогофестиваля энергосбережения #ВместеЯрче
Международный день школьных библиотек
26
(четвертый понедельник октября)
28 - 30
День интернета.
(люб дн) Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет
29
125-летие со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина (31 октября)
30
Урок памяти (День памяти политических репрессий)
Ноябрь
3
День народного единства (4 ноября)
20
День словаря (22 ноября)
24
290-летие со дня рождения А.В. Суворова
26
День матери в России
Декабрь
1
Всемирный день борьбы со СПИДом
3
День Неизвестного Солдата
3
Международный день инвалидов
5
Международный день добровольца в России
День Героев Отечества:
250 лет со Дня победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (7 июля 1770 года);
9
11
Январь
27
Февраль
8
15
19
23
Март
1
8
18

23 - 29

640 лет со Дня победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (21 сентября 1
230 лет со Дня победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (11 сентября 1790 года);
230 лет со Дня взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (24 декабря 1790 года)

День Конституции Российской Федерации (12 декабря)
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год)
День российской науки
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Международный день родного языка (21 февраля)
День защитника Отечества
Всемирный день гражданской обороны
Международный женский день
День воссоединения Крыма и России
Всероссийская неделя детской и юношеской книги.
Юбилейные даты:
Е.А. Баратынский (220)
А.А. Фет (200)
В.Н. Апухтин (180)
А.П. Чехов (160)
А.И. Куприн (150)
А.С. Грин (140)
А. Белый (140)
А.А. Блок (140)
С. Черный (140)
Б.Л. Пастернак (130)
О.Ф. Бергольц (110)
А.Т. Твардовский (110)
Ф.А. Абрамов (100)
А.Г. Адамов (100)
Ю.М. Нагибин (100)
Д.С. Самойлов (100)
В.М. Песков (90)

23 - 29
Апрель
12
21
30
Май
7
13
15
21
24
Июнь
1
4
5
11
22
Август
20

Г.М. Цыферов (90)
И.А. Бродский (80)
И.А. Бунин (150)
Всероссийская неделя музыки для детей и юношества
60-летие полета в космос Ю.А. Гагарина. День космонавтики. Гагаринский урок "Космос - это мы"
День местного самоуправления
День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ
День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (9 мая)
800-летие со дня рождения князя Александра Невского
Международный день семьи
100-летие со дня рождения А.Д. Сахарова
День славянской письменности и культуры
Международный день защиты детей
День русского языка - Пушкинский день России (6 июня)
Всемирный день окружающей среды
День России (12 июня)
День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны
75-летие атомной отрасли

Работа с учащимися
Август
Направление
воспитательной работы
Работа с родителями

Название мероприятия
Общешкольное родительское собрание
Родительские собрания в классах.

Время проведения
27.08.2021

Для кого
проводится
Родители детей
1-11 классы

Ответственный
Зам. директора по ВР, классные
руководители

Сентябрь
Направление
воспитательной работы
Гражданско-патриотическое
воспитание

Название мероприятия

Время проведения

Торжественная линейка
«Урок Мира»
«Урок науки и технологии»
Беседы в классах по ПДД, антитеррор,
коронавирусная инфекция.
Конкурс рисунков «Терроризм – угроза
обществу»

01.09.2021

Дни здоровья
Консультативно просветительская лекция на
тему: «Мы выбираем ЗОЖ», «Коронавирусная
инфекция»

13-15.09.2021

Нравственно-эстетическое
воспитание
Школьное самоуправление

Нравственно-эстетическое
воспитание
Физкультурнооздоровительное воспитание

Гражданско-патриотическое
воспитание

Для кого
проводится
1-11 класс

Ответственный
Зам. директора по ВР, классные
руководители

первая неделя месяца
03-10.09.2021

1-11 классы

Зам. директора по ВР, классные
руководители

8-9 классы

Зам. директора по ВР
Социальный педагог, психолог

17.09.2021

3-4 классы

Учитель физкультуры

Конкурс рисунков «Пожарная безопасность –
2021»

20-24.09.2021

1-11 классы

Зам. директора по ВР, классные
руководители

Подготовка к общешкольным выборам
Выборы органов самоуправления в классах.
Выдвижение кандидатур в школьное
самоуправление
Беседа на тему «Профилактика вовлечения
несовершеннолетних в молодежные
неформальные организации иного толка»

24-30.09.2021

8-11 классы

Зам. директора по ВР, классные
руководители

20.09.2021

1-11 классы

Зам. директора по ВР

Экологическое воспитание

Профилактическое мероприятие «Эвакуация
при пожаре» с участием представителей
Управления МЧС России по РИ
Озеленение пришкольной территории

23.09.2021

1-11 классы

Зам. директора по ВР

Постоянно

1-11 класс

Зам. директора по ВР, классные
руководители
Зам. директора по ВР

Работа кружков и
спортивных секций

Работа по оформлению документации кружков в течение месяца
Составление расписания работы кружков

1-11 класс

Контроль за
воспитательным процессом

Проверка и анализ планов воспитательной
работы классных руководителей
Контроль внешнего вида учащихся
Контроль посещаемости

Классные
руководители
1-11 классы

до 15 сентября
в течение месяца

Зам. директора по ВР

Октябрь
Направление
воспитательной работы
Экологическое воспитание

Сбор макулатуры

постоянно

Для кого
проводится
1-11 классы

Нравственно-эстетическое
воспитание
Экологическое воспитание

Праздничный концерт, посвященный дню
учителя
Озеленение пришкольной территории

05.10.2021

1-11 класс

В теч. месяца

7-11 классы

Семейное воспитание

Международный день пожилых людей

1 октября

1-11 классы

Самоуправление в школе и в
классе

Выборы президента школы

В течение месяца

1-11 класс

Работа кружков и
спортивных секций
Контроль за
воспитательным процессом

Составление плана работы кружков на
осенние каникулы.
Контроль внешнего вида учащихся
Контроль посещения кружков

В течение месяца

1-11 класс

в течение месяца

1-11 классы
Руководители.
кружков

Название мероприятия

Время проведения

Ответственный
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Заместитель директора по ВР,
классные руководители
Заместитель директора по ВР,
учитель биологии, классные
руководители
Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
психолог.
Актив, Заместитель директора
по ВР, психолог, социальный
педагог, .
Заместитель директора по ВР
Заместитель директора по ВР,
классные руководители

Ноябрь
Направление
воспитательной работы
Гражданско-патриотическое
воспитание

Название мероприятия

Время проведения

Для кого
проводится

4 ноября 2021
Проведение бесед, флешмобов, открытых
уроков приуроченных ко Дню народного
единства.

1-11 классы
3-4 классы

Ответственный
Заместитель директора по ВР,
классные руководители

Экологическое воспитание

Сбор макулатуры

постоянно

5-11 классы
1-11 классы

Нравственно-эстетическое
воспитание

Профилактическая беседа «Буллинг»

последняя неделя месяца

9-11 класс

Педагог-психолог, заместитель
директора по ВР

Нравственно-эстетическое
воспитание

Мероприятия, посвященные Дню матери:
Праздники в классах

последняя неделя месяца

1-11 класс

Гражданско-патриотическое
воспитание

Конкурс рисунков «Есть такая профессия –
Родину защищать!»

третья неделя месяца

1-11 класс

Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
социальный педагог, психолог
Заместитель директора по ВР,
классные руководители

Семейное воспитание

Встреча с инспектором по делам
несовершеннолетних «Мои права и
обязанности»
Заседание школьного актива. Планирование
работы
Школьный турнир резинок и скакалок
«ИРиСКА»
Посещение занятий кружков (контроль)

21 ноября

8-11 класс

последняя неделя месяца

1-11 класс

Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
социальный педагог, психолог
Заместитель директора по ВР

Последняя неделя месяца
в течение месяца

1-4 классы
5-11 классы
1-11 класс

Заместитель директора по ВР,
учитель физкультуры
Заместитель директора по ВР

Посещение мероприятий
Контроль внешнего вида учащихся

в течение месяца

Кл.рук. 1-11 кл.

Заместитель директора по ВР

Самоуправление в школе и в
классе
Физкультурнооздоровительное воспитание
Работа кружков и
спортивных секций
Контроль за
воспитательным процессом

Заместитель директора по ВР,
классные руководители

Декабрь
Направление
воспитательной работы
Нравственно-эстетическое
воспитание

Всероссийская акция «Всемирный день
борьбы со СПИДом».

1-3 декабря

Для кого
проводится
8-11 класс

Гражданско-патриотическое
воспитание

Патриотический квест, посвященный Дню
воинской славы России.

6-10 декабря

3-4 класс

Гражданско-патриотическое
воспитание

Классные часы «Главный закон государства. Что
я знаю о Конституции»
Конкурс рисунков «Конституция глазами детей».
Подведение итогов.
Профориетационное занятие «Где работать мне
тогда?»

третья неделя месяца

1-11 класс

в течение месяца

8- 11 класс

Нравственно-эстетическое
воспитание
Трудовое воспитание

Конкурс новогодних поделок
Новогодние елки
Новогодняя дискотека

в течение месяца

Экологическое воспитание

Классные часы на тему «Пиротехника
последствия шалости с пиротехникой».

1-11 класс
1-11 класс
1-4 класс
5-11 класс
1-11 класс

Самоуправление в школе и в
классе
Работа кружков и
спортивных секций
Контроль за
воспитательным процессом

Заседание школьного актива. Итоги акций
ноября. Планирование работы
Составление плана школы, работы кружков и
секций на зимние каникулы
Посещение мероприятий
Контроль внешнего вида учащихся

Трудовое воспитание

Название мероприятия

Время проведения

Ответственный
Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
учителя информатики
Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
социальный педагог, психолог
Заместитель директора по ВР,
классные руководители, .,
социальный педагог, психолог

последняя неделя
месяца
С 22 по 24 декабря

1-11 класс

Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
психолог
Заместитель директора по ВР,
классные руководители, .,
социальный педагог, психолог,
актив
Заместитель директора по ВР,
классные руководители, педагог
ОБЖ
Заместитель директора по ВР, .

1-11 класс

Заместитель директора по ВР

в течение месяца

Кл.рук. 1-11 кл.

Заместитель директора по ВР

и в течение месяца

Январь
Направление
воспитательной работы
Гражданско-патриотическое
воспитание
Физкультурнооздоровительное
воспитание
Работа кружков и
спортивных секций
Контроль за
воспитательным процессом

Название мероприятия

Время проведения

Для кого
проводится

Международный день памяти жертв
Холокоста

27 января

1-11 классы

Я готовлюсь к ГТО

В течение месяца

8-11 классы

Посещение занятий кружков

В течение месяца

1-11 классы

Посещение мероприятий
Контроль внешнего вида учащихся

В течение месяца

Кл.рук. 1-11 кл.

Ответственный
Заместитель директора по
ВР, классные
руководители,
библиотекарь
Учитель физкультуры,
заместитель директора по
ВР
Заместитель директора по
ВР
Заместитель директора по
ВР

Февраль
Направление
воспитательной работы
Экологическое воспитание

Гражданско-патриотическое
воспитание

Работа кружков и
спортивных секций
Контроль за
воспитательным процессом

Март

Название мероприятия

Время проведения

Для кого
проводится
8-11 класс

Ответственный

Профилактическое мероприятие «Экология
внутри меня» «Вредное влияние никотина,
алкоголя и наркотических средств на организм
человека»
День памяти о воинах интернационалистах.
Классные часы, посвященные памяти Героя
Российской Федерации С.С. Осканова.
«Черный февраль»

2-3 неделя месяца

Социальный педагог,
заместитель директора по
ВР

15 февраля
последняя неделя февраля

1-11 класс

Заместитель директора по
ВР, классные руководители

Посещение занятий кружков

в течение месяца

1-11 класс

Контроль состояния воспитательной работы
Контроль внешнего вида учащихся

в течение месяца

1-11 класс

Заместитель директора по
ВР
Заместитель директора по
ВР

Направление
воспитательной работы
Нравственно-эстетическое
воспитание

Название мероприятия

Время проведения

Для кого
проводится
Учителя, 1-11
класс

1-7 марта 2022

Гражданско-патриотическое
воспитание

Праздничная школьная программа,
посвященная 8 марта
Концерт детей в Управлении ФСБ РФ по РИ
Конкурс поделок к 8 марта
Классный час «День воссоединения Крыма с
Россией»

14-18 марта 2022

1-11 класс

Физкультурнооздоровительное воспитание

Показательные выступления кружковых
объединений

четвертая неделя месяца

1-11 класс

Самоуправление в школе и в
классе
Работа кружков и
спортивных секций
Контроль за
воспитательным процессом

Заседание школьного актива. Итоги акций
февраля. Планирование работы
Составление плана работы кружков и секций
на весенние каникулы.
Контроль состояния воспитательной работы
Контроль внешнего вида учащихся

первая неделя месяца

1-11 класс

в течение месяца

1-11 класс

в течение месяца

1-11 класс

Ответственный
Актив, заместитель
директора по ВР, классные
руководители, социальный
педагог, психолог
Заместитель директора по
ВР, классные руководители
Заместитель директора по
ВР, классные руководители,
социальный педагог,
психолог
Заместитель директора по
ВР
Заместитель директора по
ВР
Заместитель директора по
ВР

Апрель
Направление
воспитательной работы
Нравственно-эстетическое
воспитание
Гражданско-патриотическое
воспитание
Экологическое воспитание

Название мероприятия

Время проведения

Гагаринский урок «День космонавтики»

12 апреля 2022

Для кого
проводится
1-11 класс

Профилактическое мероприятие по
недопущению вовлечения учащихся в
террористические и экстремистские
организации
Профилактическое мероприятие
«Общешкольный субботник»

26 апреля

9-11 класс

20 апреля 2022

8-11 класс

Ответственный
Заместитель директора по
ВР, классные руководители
Психолог, заместитель
директора по ВР
Социальный педагог,
заместитель директора по
ВР

Гражданско-патриотическое
воспитание

Подготовка к конкурсу «Смотр строя и песни»

В течение месяца

1-11 классы

Самоуправление в школе и в
классе
Работа кружков и
спортивных секций
Контроль за
воспитательным процессом
Физкультурнооздоровительное воспитание

Заседание школьного актива. Итоги акций
март. Планирование работы
Посещение занятий кружков.

первая неделя месяца

1-11 класс

В течение месяца

1-11 класс

Контроль состояния воспитательной работы
Контроль внешнего вида учащихся
Веселые старты приуроченные ко
«Всемирному дню здоровья»

в течение месяца

1-11 класс

Последняя неделя месяца

1-11 кл

Заместитель директора по
ВР, классные руководители,
учителя физкультуры
Заместитель директора по
ВР, .
Заместитель директора по
ВР
Заместитель директора по
ВР
Заместитель директора по
ВР, классные руководители,
учителя физкультуры,
психолог, социальный
педагог.

Май
Направление
воспитательной работы
Нравственно-эстетическое
воспитание
Гражданско-патриотическое
воспитание
Гражданско-патриотическое
воспитание
Здоровьесбережение

Название мероприятия
Флешмоб «Дети рисуют мир» (рисунки на
асфальте), «окна победы»
Тематические классные часы, посвященные
Дню Победы.
Смотр строя и песни.
Онлайн конкурс «читаем стихи о Победе»
Участие в торжественном собрании и
возложении цветов к памятнику Героев
России на территории Управления ФСБ
России по Республике Ингушетия
Тематические классные часы
«Информационная безопасность в сети»

Время проведения
В течении месяца

Для кого
проводится
1-5 класс

в течение месяца

1-11 класс

7 мая

1-11 класс

8 мая

4 класс

14-16 мая

5-11 класс

Ответственный
Заместитель директора по
ВР, классные руководители
Актив, заместитель
директора по ВР, классные
руководители, социальный
педагог, психолог
Заместитель директора по
ВР, классные руководители
Заместитель директора по
ВР, классные руководители

Нравственно-эстетическое
воспитание
Гражданско-патриотическое
воспитание
Самоуправление в школе и в
классе
Работа кружков и
спортивных секций
Контроль за
воспитательным процессом

Последний звонок

25 мая

1-11 классы

Участие в концерте, посвященном Дню
пограничника
Заседание школьного актива. Итоги акций
апрель. Планирование работы
Посещение занятий кружков.

28 мая

1-4 класс

первая неделя месяца

1-11 класс

в течение месяца

1-11 класс

Контроль состояния воспитательной работы
Контроль внешнего вида учащихся

в течение месяца

1-11 класс

Заместитель директора по
ВР, классные руководители
Заместитель директора по
ВР, организаторы.
Заместитель директора по
ВР
Заместитель директора по
ВР
Заместитель директора по
ВР

План работы по профессиональной ориентации и адаптации к рынку труда учащихся и выпускников школы
№
п/п
1

2
3
4
5

Наименование мероприятия

Сроки

Организация и проведение системы мероприятий по ранней
профориентации учащихся (5-8 классы)
 профориентационные игры
 классные часы
Консультации по вопросам профессиональной ориентации
учащихся и выпускников

в течение года

Классные руководители,
психолог

в течение года

Психолог

Проведение мониторинга профессиональных намерений учащихся
9-11-классов
Тестирование учащихся 8 классов.

февраль

Психолог

февраль

Психолог

Встреча с представителями профессий.
Знакомство с требованиями к определенным профессиям

Работа с педагогическими кадрами и родителями

март

Ответственные

Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
социальный педагог, психолог

Прим.

Сентябрь
Совещания при
заместителе
директора по ВР
Организация
методической
работы.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апр
ель

Май-Июнь

Подготовка и проведение общешкольных мероприятий.
Организация работы кружковых объединений.
Мониторинг и анализ проблемных ситуаций
Работа методического объединения классных руководителей (по плану)

Социальное партнерство с семьями учащихся









1.Изучение семей учащихся.
Мониторинг поведения детей.
Формирование банка данных о «проблемных» семьях.
Составление социального паспорта школы.

В течение года

2.Ознакомление родителей с содержанием и методикой В течение года
учебно-воспитательного процесса в школе.
Индивидуальные и групповые консультации, беседы с
родителями.
3.Повышение педагогической культуры родителей.
Родительские собрания по наиболее острым проблемам
воспитания школьников.
Тематические консультации;

В течение года

Классные руководители,
социальный педагог, психолог

Классные руководители,
администрация, учителяпредметники
Заместитель директора по ВР
социальный педагог, классные
руководители, психолог
















4.Вовлечение родителей в совместную с детьми
деятельность.
Участие в деятельности, организуемой классными
руководителями (походы, экскурсии, вечера, коллективные
творческие дела, посещение театров, дни здоровья, помощь в
эстетическом оформлении классных комнат и т.д.).
Участие в подготовке традиционных общешкольных форм
работы (День знаний, День учителя, День матери, Новогодние
мероприятия, выставки творчества, 8 марта и др.)

В течение года

Классные руководители

5.Участие родителей в управлении школой.
Совет родителей классов.
Совет родителей школы.

В течение года

Администрация,
классные руководители

В течение года
6.Работа с неблагополучными семьями.
Выявление семей, в которых неблагоприятные условия для
жизни и учебы ученика.
Создание банка данных – социальной картотеки, дневников
наблюдения.
Ведение картотеки на неблагополучные семьи.
Посещение неблагополучных семей на дому.
Организация консультаций родителей с детьми у психолога и
социального педагога.
Приглашение родителей, уклоняющихся от воспитания детей, на
профилактические беседы.
Индивидуальные беседы с директором, заместителями
директора, социальным педагогом, психологом, классными
руководителями, учителями.
Сотрудничество с производственными и общественными
организациями родителей.

Классные руководители,
социальный педагог, психолог







Контроль за выполнением родителями и опекунами своих
обязанностей.
Предотвращение насилия и жестокости в семьях учащихся
(выявление, постановка на учет, направление на консультации к
специалистам, лишение родительских прав и т.д.).
8.Информирование родителей о ходе и результатах
обучения, воспитания и развития учащихся.
Родительские собрания и тематические консультации.
Проверки дневников учащихся.

В течение года.

Классные руководители,
администрация.

Мониторинг воспитательной работы
Месяц

Мероприятие

Классы

Ответственный

октябрь

Статистический анализ изучения социального состава
школы
Опросник для выявления готовности школьников к
выбору профессии.
Анализ уровня развития самоуправления в
ученическом коллективе
Анализ воспитанности школьного коллектива

1-11
классы
9-11
классы
7-11
классы
1-11
классы

социальный педагог

январь
февраль
март

психолог
заместитель
директора ВР
заместитель
директора ВР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.05.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8734)-55-43-53

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».