I. Основная образовательная программа дошкольного образования 1.Требования к содержанию и структуре Образовательной программы ДОУ 1.1. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): 1.1.1. Социально-коммуникативное развитие направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия воспитанника ДОУ со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 1.1.2. Познавательное развитие предполагает: развитие интересов воспитанников детского сада, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях еѐ природы, многообразии стран и народов мира. 1.1.3. Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащениеактивного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 1.1.4. Художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). 1.1.5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 1.2. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для воспитанника ДОУ: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребѐнка к миру, к другим людям, к себе самому. 1.3. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к образовательной программе дошкольного образования структура Программы следующая: • обязательная часть; • часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части Основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС дошкольного образования. 1.4. Обязательная часть образовательной программы ДОУ предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: • социально-коммуникативное развитие; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно-эстетическое развитие; • физическое развитие. 1.5. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений образовательные программы (учебные программы), направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы. 1.6. Объем обязательной части Образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема (от 100% до 83%); части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% (от 0% до 17%): в I младшей группе – 100% приходится на объем обязательной части, со II младшей до подготовительной группы от 90% до 83% приходится на обязательную часть. 1.7. Образовательная программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный. 1.7.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка раскрывает: • цели и задачи реализации Программы; • принципы и подходы к формированию Программы; • значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. • особенности образовательной деятельности и специфику (в том числе язык обучения, форму обучения, сроки освоения). Планируемые результаты освоения Образовательной программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей- инвалидов (далее дети с ограниченными возможностями здоровья). 1.7.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел Образовательной программы включает: • описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемой Примерной программы и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; • описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; • описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. В содержательном разделе Образовательной программы представлены: • особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; • способы и направления поддержки детской инициативы; • особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; • иные характеристики содержания Программы. Часть Образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает художественно-эстетическое и социально-коммуникативное направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа Парциальных программ. Данная часть Образовательной программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; • выбор тех Парциальных Программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; • сложившиеся традиции ДОУ: тематические дни, месячники и др. Содержание коррекционной работы направлено: • на обеспечение коррекции нарушений разного направления, оказания детям квалифицированной помощи в освоении Программы через организацию работы педагогов в каждой возрастной группе; • на обеспечение коррекции нарушений развития речи, оказание детям квалифицированной помощи в освоении Программы через организацию работы учителя-логопеда и т.д.; • логопедов в специализированных группах и работу логопункта. 1.7.3. Организационный раздел содержит описание материальнотехнического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметнопространственной среды. 1.8. Обязательная часть основной образовательной программы ДОУ оформляется в виде ссылки на Примерную программу. Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, представлена в виде ссылок на Парциальные программы. 1.9. Дополнительным разделом Основной образовательной программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления на сайте и информационном стенде ДОУ, а также в родительских уголках групп. 4.9.1. В краткой презентации Образовательной программы указаны: возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа; используемые Примерная и дополнительная Программы; характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. II. Основная образовательная программа начального общего образования 1.1. Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) является частью образовательной программы школы и дополняет ее в части выполнения федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС). 1.2. ООП НОО определяет содержание образования и организацию образовательного процесса в школе. 1.3. ООП НОО направлена на формирование общей культуры учащихся, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, призвана обеспечить создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 1.4. ООП НОО разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования. 1.5. ООП НОО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. 1.6. ООП НОО учитывает тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей). 1.7. ООП НОО обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения ООП в соответствии с требованиями, установленными ФГОС. 1.8. ООП НОО рассматривается и принимается Педагогическим советом, согласовывается с Управляющим советом и утверждается директором. Структура ООП НОО 1. Целевой раздел: 1.1. Пояснительная записка; 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО; 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения. 2. Содержательный раздел: 2.1. Программа формирования универсальных учебных действий (далее УУД) у обучающихся на ступени НОО. 2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности. 2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО. 2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 2.5. Программа коррекционной работы. 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план начального общего образования; 3.2. План внеурочной деятельности; 3.3.Система условий реализации ООП НОО. II. Основная образовательная программа основного общего образования 2.1. Основная образовательная программа основного общего образования (далее ООП ООО) является частью образовательной программы, определяющей содержание основного общего образования. 2.2. ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. 2.3. Разработанная образовательным учреждением ООП ООО должна обеспечивать достижение обучающимися результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО). 2.4. ООП ООО должна учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей). 2.5. Нормативный срок освоения ООП ООО - пять лет. Нормативный срок освоения ООП ООО для детей с ОВЗ может быть увеличен с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК). Структура и содержание ООП ООО ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. 2.6. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации соответствующего уровня, а также способы определения достижения этих целей и результатов. 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО. Пояснительная записка должна раскрывать: - цели и задачи реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися ООП ООО; - принципы и подходы к формированию ООП ООО; - состав участников образовательного процесса; - общую характеристику ООП ООО с учетом специфики школы. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО должны: - уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов; - обеспечивать связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО; - являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, а также для системы оценки качества освоения обучающимися ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна: - закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; - обеспечивать комплексный, уровневый подходы к оценке результатов освоения ООП ООО, позволяющие вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; - предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших ООП ООО); - позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся; - отражать оценку результатов деятельности школы. 2. Содержательный раздел определяет общее содержание образования и включает все программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: 2.1. Программу развития универсальных учебных действий (далее - УУД) на уровне основного общего образования; 2.2. Программы отдельных учебных предметов, 2.3. Программу воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО; 2.4. Программа коррекционной работы. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации ООП ООО. 3. Организационный раздел включает: - Учебный план (состав учебных предметов и распределение учебного времени по классам и предметам, особенности содержания образования в школе); - Систему условий реализации ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО (описание кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материальнотехнических, информационно-методических условий и ресурсов; обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с целями и приоритетами ООП ООО школы, механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий, систему оценки условий). III. Основная образовательная программа среднего общего образования в соответствии с ФК ГОС 3.1. Образовательная программа СОО — комплекс основных характеристик среднего общего образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно - педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, иных компонентов, а так же оценочных и методических материалов. 3.2. Образовательная программа обеспечивает реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее по тексту — ФК ГОС) с учетом особенностей школы и образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей (законных представителей). 3.3. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования — 2 года. 3.4. Образовательная программа способствует обеспечению реализации права родителей (законных представителей) на информирование об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию качества получаемых услуг, обеспечивает интеграцию и координацию деятельности педагогического коллектива, определяет приоритеты в содержании образования. Структура и содержание ООП Образовательная программа среднего общего образования, составленная в соответствии с ФК ГОС, состоит из следующих разделов: целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел. Целевой раздел определяет общее назначение, цели и задачи реализации образовательной программы основного общего образования, общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования. Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также систему условий реализации основной образовательной программы. IV. Порядок разработки и утверждения образовательной программы 4.1. Образовательная программа НОО, ООО, СОО разрабатывается школой самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования (ФГОС НОО и ООО), федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФК ГОС), с учетом методических материалов, описывающих особенности используемых учебно-методических комплектов, региональных и муниципальных документов, определяющих особенности образовательной системы школы. 4.2. Для разработки образовательных программ (изменений, вносимых в них) создается рабочая группа, включающая заместителя директора (руководителя группы), заведующих методическими объединениями, учителей – предметников. В состав рабочей группы можно включать представителей Совета родителей. 4.3. На руководителя рабочей группы возлагается ответственность за координацию деятельности участников рабочей группы по разработке структурных компонентов образовательной программы (изменений, вносимых в образовательную программу) и подготовку проекта основной образовательной программы (изменений, вносимых в образовательную программу). 4.4.Образовательная программа (изменения, вносимые в образовательную программу) согласовывается в установленном порядке с Управляющим советом, обсуждается и принимается на заседании Педагогического совета школы и утверждается приказом директора на нормативный срок освоения образовательной программы НОО, ООО, СОО. 4.5. На титульном листе указываются реквизиты: дата и № протокола согласования с Управляющим советом, дата и № протокола рассмотрения Педагогическим советом, дата и № приказа директора школы. 4.6. Ежегодно в образовательную программу вносятся коррективы (изменения) с учетом результатов мониторинга по годам (этапам) реализации программы, последних изменений в законодательстве, локальных нормативных актах школы, в условиях реализации ООП. 4.7. Внесенные изменения и дополнения в образовательную программу на следующий учебный год проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения. 4.8. Изменения (дополнения), вносимые в образовательную программу, утверждаются соответствующим приказом директора школы и включаются в текст основной образовательной программы. V. Порядок размещения и ознакомления с образовательной программой ивносимых изменениях. 5.1. Образовательная программа как основной нормативный документподлежит размещению на официальном сайте в сети Интернет. 5.2. Родители (законные представители) и обучающиеся должны бытьознакомлены с образовательной программой: при зачислении обучающихся; при внесении изменений в образовательную программу. 5.3. Педагогические работники должны быть ознакомлены собразовательной программой: при приеме на работу; при внесении изменений в образовательную программу. VI. Заключительные положения. 6.1. 6.2. 6.3. Настоящее Положение о разработке и утверждении образовательных программ ГБОУ «СОШ-ДС № 1 г.Магас» является локальным нормативным актом, регулирующим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении. Положение принимается Педагогическим советом и вводится в действие приказом директора. Срок не ограничен. Положение действует до принятия нового.