Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

26.01.2021

Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации 

 

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений. 

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года. 

Работа с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации 

Методы работы с семьей на I этапе: 

патронатное посещение семей с целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей; 

знакомство с семьями; 

метод совместного планирования; 

работы с семьей; 

экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации; 

консультации специалистов; 

сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов. 

На втором этапе работы, также как и на предыдущем этапе, проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подведение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек. 

Методы работы с семьей на II этапе: 

патронатные посещения; 

консультации специалистов; 

сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов; 

подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины; 

вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства. 

Третий этап в работе с семьей направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства. 

Методы работы с семьей на III этапе: 

патронатные посещения; 

экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации; 

консультации специалистов; 

сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов; 

подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины; 

вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства. 

Конечным итогом работы программы считается снятие семьи с учета как семьи, находящейся в СОП. 

Описание методов работы с семьей 

Знакомство с семьей происходит несколькими способами. Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очное - при встрече, важно понять, как свою проблему видит семья. В дальнейшем работа строится на образах и представлениях семьи. Зачастую не всегда этот образ может совпадать с реальностью. Для начала вместе с семьей формулируется проблема так, чтобы она была решаемой, выясняется та социальная ситуация, где эта проблема необходима. Каких изменений хочет достичь семья, верит ли семья в выход из ситуации или нет, в помощь, кого обвиняет в сложившейся ситуации. В ходе встречи происходит подведение к мысли, что ответственность за решение проблемы лежит на всей семье. Только в случае принятия такого вывода можно говорить о том, что станет свидетельством решения проблемы для семьи и переходить к составлению плана или договора о выходе из сложившейся ситуации. 

Патронатные посещения. Особенность метода - максимальная приближенность к месту жительства, анализ ситуации на месте; отслеживание сроков выполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений, происходящих в семье. 

Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений. 

Метод совместного планирования работы с семьей - это системный метод социально-психологической работы с семьей, который опирается на использование ресурсов и потребностей семьи. Особенность этого метода в минимализации вмешательства специалистов в принятии решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешения проблемы. Семья сама формулирует цели работы, определяет сроки. При этом обхватываются все сферы жизни семьи. Специалисты действуют как организаторы и проводники - подключают к работе с семьей другие субъекты, поддерживают связь с сотрудниками организаций, участвующих в реабилитации семьи. Важно при этом, чтобы семья сама принимала участие в определении целей и ожидаемых результатов, планировании достижения их. На первых этапах ставятся цели, обеспечивающие физиологические потребности, безопасность (сделать ремонт, постирать одежду, засадить огород и т.д.). На последующих этапах - цели связаны с самоактуализацией семьи (уважение со стороны односельчан, нормальное функционирование детей в социуме). Составляется письменный «договор» с семьей, в котором специалисты идут от потребностей семьи и подводят ее к принятию ответственности на себя за конечный результат при его подписании. Также договор позволяет отследить пошаговую работу специалистов учреждений системы профилактики и промежуточные результаты этого взаимодействия. Такой качественно новый подход в работе с семьей меняет отношение специалистов к работе и семьи к своим проблемам. Исходя из внутренних потребностей и ресурсов семьи, она сама начинает работать на свою реабилитацию и улучшение качества жизни. 

Система психологических занятий с элементами тренинга с родителями определена этапами реализации программы: 1 этап - ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап - уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я - как родитель, я - как личность, я - как член общества, 3 этап - принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей. 

Также ведется работа специалистов с семьями (патронаж). Специалисты сопровождают их, поддерживают, обеспечивают по мере необходимости консультациями узких специалистов, ненавязчивое наблюдение со стороны с пором на позитивные изменения и цели на будущее, дополнительная поддержка внутренних ресурсов, дополнение новыми возможностями, совместное подведение итогов и отметка в совместном договоре выполняемости обозначенных пунктов, добавление по согласованию следующих, соответствующих ближайшим целям развития и реабилитации семьи, стимулирование активности самих членов семьи и их окружения по изменению сложившейся ситуации, максимальная мобилизация ресурсов самой семьи и ее окружения. Важным моментом в работе специалистов с семьей является обобщение опыта и выход специалистов из семьи, так чтобы не возникло зависимости у членов семьи и потребности в постоянном участии специалистов. 

Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, которые помогают решить вопросы трудоустройства, обеспечения семьи жильем, материальной помощи, оздоровления детей в летний период. 

Консультации специалистов проводятся по личным запросам семьи или определяется их необходимость из совместного планирования. Консультации могут носить различный характер - например, психолого-педагогический, юридический и т.д. Консультации проводят те специалисты, которые компетентны в этой области. 

Включение семей в сферы культурной жизни: выставки, клубные вечера, спортивные мероприятия, конкурсы, семейные гостиные, акции. Содействие включенности родителей в жизнедеятельность своего ребенка поможет укреплению детско-родительских отношений. И на этом работа с семьей не заканчивается. Продолжается патронаж специалистами органов самоуправления после вывода семьи из трудной жизненной ситуации. 

семья жизненный детский родительский 

 

Отсутствие правонарушений членами семьи 

Методы и способы отслеживания результата: 

Анкетирование членов семьи; 

Опрос соседей, специалистов школы, администрации; 

Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д..); 

Диагностика детско- родительских отношений; 

Беседы. 

Совместный план работы с семьей 

- Консультация социального педагога; 

- Материальное обеспечение ребенка; 

- Трудоустройство родителей; 

- Создание жилищно-бытовых условий для проживания ребенка в семье; 

- Посещение КДН родителями по представлению. 

 

Динамика детско-родительских отношений в семье 

Хочу такой сайт

Ответьте на предложенные вопросы, интуитивно проставив балл по пятибалльной шкале: 

Оцените психологический климат в Вашей семье: _______ 

Насколько Вы интересуетесь проблемами своего ребенка? ______ 

Какова степень трудности в общении с ребенком? ______ 

Как Вы думаете, как ребенок относится к Вам? ______ 

Насколько Вы последовательны во взаимоотношениях с ребенком? 

Консультативная работа 

Индивидуальные беседы, консультации детей; 

Индивидуальные консультации родителей и членов семьи; 

Индивидуальные беседы, консультации педагогов; 

Групповые консультации родителей и членов семьи; 

Групповые консультации родителей и детей; 

Групповые консультации педагогов и детей; 

Групповые консультации педагогов и родителей, членов семьи. 

 

Памятка для родителей 

Как помочь ребенку в сложной жизненной ситуации 

Очень часто подростковые проблемы никому не интересны, кроме самих подростков. Родители заняты работой или собой, друзей или нет или не хочется посвящать в самое сокровенное. И остаются подростки со своими заботами одни. 

Часто проблемы подростков кажутся взрослым надуманными, и это создает опасную ситуацию неоказания своевременной помощи. Хотя достаточно небольшого совета или вообще просто внимательно выслушать подростков, и проблемы разрешаются сами собой. 

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Подросток осваивает новый для него мир, новые отношения и неизбежно, в силу отсутствия опыта, встречается с трудными ситуациями, которые ему непонятны и незнакомы. Применение собственных способностей и возможностей в таком случае может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности. 

Признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию: 

  • нарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм; 

  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, агрессивность, изменение поведения; 

  • сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности; 

  • появление сверхкритичности к себе; 

  • разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений; 

  • нарушения пищевого поведения (отказ от еды или обжорство), бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон в течение, по крайней мере, нескольких дней, 

  • частые необоснованные жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость), 

  • несвойственное данному подростку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, 

  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти, 

  • увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее, 

  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»; 

  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы, 

  • погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо, 

  • отсутствие планов на будущее, 

  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность. 

 

Способы помощи: 

Отнеситесь серьезно к проблемам подростка, какими бы мелкими и надуманными они Вам не казались. Помните, что подросток крайне чувствительно и эмоционально реагирует на любое пренебрежение. Рассматривайте подростка как равную себе личность. 

Внимательно слушайте то, о чем говорит подросток. Иногда невербальные знаки, мимика, жесты расскажут больше о состоянии человека, чем слова. 

Если подросток делится с Вами своей проблемой, не используйте пустые утешения, предлагайте конструктивные пути выхода из ситуации, свою активную помощь 

Проявляйте внимание и заботу. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. 

Не спорьте и не доказывайте подростку, что его проблемы «легко решаемы». Тем самым Вы можете усугубить ситуацию, потеряете доверие, ребенок замкнется в себе. 

Вселяйте в подростка уверенность в собственных силах, покажите ему ценность его достижений, значимость того, чего он добился. Внушайте ему надежду на еще больший успех. 

В случаях необходимости обращайтесь за помощью к специалистам. Помните, что, в сущности, подросток это ребенок, находящийся, в силу возрастных особенностей, в крайне уязвимом состоянии. 

 

Справка  

                                                                                          От 28.12.20г. 

 

О работе с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях 

 

        Эффективность реализации образовательных, коррекционных,   реабилитационных, профилактических программ по работе с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях имеет огромную роль.  

       Целью данной работы служит содействие всестороннему развитию детей; профилактика злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних, асоциального поведения; коррекции страхов, тревожности, аффективного поведения, агрессивных проявлений. Главной задачей служит формирование у детей адекватных способов и средств общения со взрослыми и сверстниками, обучение здоровому жизненному стилю. 

В течение отчетного периода обучающихся находящихся в трудных жизненных ситуациях не выявлено.  

    

 

Социальный педагог  ________________________/Эсмурзиева Д.А./ 

 

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.01.2021

Дата обновления: 26.01.2021

Дата публикации: 26.01.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.05.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8734)-55-43-53

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».