20.04.2022
Никто не вправе решать за человека!
Поэтому здесь не дают прямых советов.
Здесь помогают разобраться в ситуации и принять решение самому.
Педагог-психолог — это специалист в области психологии, который изучает душевное состояние учеников, корректирует их поведение, помогает в устранении проблем личностного характера, адаптации в коллективе, способствует улучшению психологического климата в классе, проводит разъяснительную работу с родителями и педагогами.
Школьный психолог является своеобразным связующим звеном между педагогами, родителями и детьми.
Психолог помогает ребенку приобрести и усвоить социальный опыт через осознание своего поведения и построение собственной позиции – это помогает ребенку вырабатывать осознанное восприятие мира.
Главной позицией психолога является создание условий жизненных систем и выбор этих систем для детей. При совместной работе психолога, педагогов и родителей у ребенка формируются условия для создания личностной позиции: осознание собственного «я», уверенность в себе и умение формировать собственное мнение.
Цель работы педагога - психолога в школе:
создание оптимальных психолого-педагогических условий для успешной социализации и гармонизации личности ребенка и сохранение психического здоровья всех субъектов образования в рамках инновационной модели построения учебно-воспитательного процесса.
Задачами психолого-педагогического сопровождения в школе являются:
1. предупреждение возникновения проблем в развитии учащихся;
2. помощь и содействие детям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителям и т.д.;
3. психологическое обеспечение образовательных программ;
4. развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.
Психологическая служба школы осуществляет свою работу по следующим направлениям:
- психологическая диагностика ( психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик; диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью; психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений);
- психологическое консультирование ( психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся);
- психологическая профилактика (вид деятельности педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся);
- коррекционно-развивающая деятельность (индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия).
- психологическое просвещение ( формы работы: лекции, беседы, подборка литературы и пр.; психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях);
- методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).
Работа ведется с различными участниками учебно-воспитательного процесса:
- педагогами, работниками школы;
- учащимися школы с 1 по 11 классы;
- родителями учащихся 1 – 11 классов;
- родителями будущих первоклассников.
Моя работа строится в соответствии со следующими принципами:
• доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
• обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
• открытость и конгруэнтность психолога;
• мотивирование родителей к взаимодействию с психологом различными способами;
• системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях школьного обучения детей;
• приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арт-терапии и т.п.).
Основными этическими принципами являются:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип компетентности.
3. Принцип ответственности.
4. Принцип этической и юридической правомочности.
5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.
6. Принцип благополучия клиента.
7. Принцип профессиональной кооперации.
8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.